История для культурологии служит как бы тестом на объективность и фактическую точность. Субъективная культурология, исходящая из чисто авторского представления о культурном процессе, ближе к художественному творчеству на темы культуры, чем к науке, т.е. это культура о культуре. В этом смысле культурология есть постмодернизм, главная черта которого - художественное претворение культурологом и игра с ними. Культурология, если она хочет быть наукой, должна быть предельно исторична, но несводима к принципу историзма. Антропологичность культуры позволяет ей выявлять такие субстанции, заложенные в культуре, которые находятся вне компетенции истории, т.е. вне времени. А вне категории времени тотальность истории теряет смысл. Культурология здесь становится подобной физике, открывающей вечно существовавшую частицу, которая лишь сейчас становится достоянием человеческого знания. Перевод из вечного во временное историзирует феномен, вводя его в контекст развития.
Культурология, собственно говоря, должна изучать вневременное и временное, универсальное и преходящее в человеческой культуре. Тем самым культурология соприкасается с философией. Однако она не тождественна философии культуры, когда философскому анализу подвергается понятие, феномен и исторические формы культуры. Культурологический дискурс отличен от философского тем, что его предметом является не вся совокупность бытия реального и трансцендентного, а лишь специфическая форма человеческой деятельности, которую мы условились называть культурной.
Поле культурологии - это весь корпус явлений мировой культуры, изучаемых в их сопоставлении и историческом континууме с целью идентификации тех черт, которые определяют универсалии культуры в их конкретном, следовательно, историческом бытии. Таким образом, история становится условием и формой реализации культурологических схем и идей, фактором временного существования универсалии. Поскольку история тотальна, когда речь идет о времени, она втягивает в себя культурологию, которая, однако, должна сопротивляться полному поглощению, грозящему ей превращением в традиционную "сводку данных" по истории культуры.
Следовательно, взаимоотношение двух мета-дисциплин - культурологии и истории - невозможно без взаимной интеграции, без исторического тестирования и сохранения специфики культурологии как науки, объединяющей субстанциональное и трансформируемой в ландшафте культуры человечества.
Культурология как самостоятельная дисциплина призвана объяснять культурные процессы и феномены, исходя из понятий и универсалий, присущих культуре, находясь над историческими координатами, но постоянно сверяясь с ними.
Статьи по теме:
Карл Иванович Росси
Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. («русского ампира») был Карл Иванович Росси (1777–1849). Первоначальное архитектурное образование Росси получил в мастерской Бренны, затем совершил поездку в Италию, где изучал памятн ...
Театр
Среди разнообразных развлечений, так любимых в античности, театр занимал особо важное место в жизни древних греков и римлян – он выполнял различные функции, в том числе морально – этические, воспитательную, гуманистическую. В Афинах V в. ...
Обращение – самый массовый и самый яркий этикетный признак
В русском языке личных местоимений немного, но их вес в речевом этикете достаточно велик. Особенно важен выбор между Ты и Вы . Вы вместо Ты в обращении к одному у русских появилось относительно недавно (в XVIII в.). Такое Вы закрепилось п ...