Ещё одним примером древнейшей сакральной архитектуры принято считать святилище Артемиды Орфиии в Спарте, которое ряд исследователей датирует не позднее IX в. до Р.Х67. Постройка в плане представляет собой длинное и узкое прямоугольное пространство, портика перед входом не прослеживается68. Стены храма в нижней части сложены из вертикально поставленных квадров камня, верхняя часть — из необожжённого кирпича, проложенного деревянными балками. Внутреннее пространство было разделёно на два нефа рядом деревянных колонн. Перекрытие храма могло быть двухскатным69. По мнению Б.Р. Виппера, "…в плане храм Артемиды несомненно восходит к догреческому мегарону, но при этом не в его микенской развитой форме, а в его первоначальном элладском варианте (как в Кораку или в шестом слое Трои). При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что в спартанском храме сохранились пережитки ещё более древних, неолитических традиций. Дело в том, что вдоль продольных стен храма расположены плоские каменные плиты, совершенно аналогичные базам колонн и с соответствующими промежутками. Очевидно, что на этих каменных базах покоились деревянные колонны или столбы, поддерживающие поперечные балки крыши Аналогию для подобной конструкции можно найти в жилых домах неолитической Фессалии, например, в поселении Цангли…"70.
Безусловно, свидетельства о постройках X-IX вв. до Р.Х. крайне скудны и подчас малоинформативны. Но опять стоит обратиться к мнению Ю.В. Андреева, "учитывая все последующие события, мы вправе охарактеризовать этот период как время постепенного накопления сил перед новым стремительным подъёмом, время затишья перед бурей. Под внешним покровом почти абсолютного покоя и неподвижности в недрах греческого общества шла напряжённая подготовительная работа, без которой был бы невозможен … культурный прогресс архаической эпохи"71.
VIII в. до Р.Х. стал временем перехода от тёмных веков к архаическому периоду, "… столетие отличается своим ярко выраженным динамизмом, проявившимся в резком усилении темпов социального и культурного прогресса"72. Это был период относительной стабильности, последовавшей после завершения процесса расселения греческой народности и прекращения передвижения племён. Как отмечает Ю.В. Андреев, "с тех пор как на юге Пелопоннеса окончательно исчерпала себя растянувшаяся на несколько столетий инерция дорийского завоевания (очевидно, именно так мы можем сейчас оценивать установление спартанского владычества над Лаконией и Мессенией), в северной части того же полуострова возникла, а затем вновь распалась держава Фидона Аргосского и завершилось мирное объединение Аттики вокруг Афин (т. наз. Тесеев синойкизм), политическая карта Греции не претерпела сколько-нибудь серьёзных изменений вплоть до начала эпохи греко-персидских войн… Сложившаяся таким образом система динамического равновесия множества мелких политических организмов, поделивших между собой всё жизненное пространство, имевшееся в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского и Ионического морей и на противолежащем побережье Малой Азии, …несомненно заключала в себе весьма широкие возможности их общего процветания, экономического и культурного роста"73. Результаты подобного стабильного существования не замедлили сказаться и проявились в демократическом взрыве и активном строительстве поселений. Появление подобных "протогородов" даёт материал необходимый для анализа планировки "городской" среды.
Статьи по теме:
Системный подход в культурологии
Системный подход в культурологии - методол. основа культурологии как науки. Направлен на интеграцию исследоват. материала, накопленного разл. областями гуманитарного знания, занимающимися изучением культуры (философия культуры, теория кул ...
Искусство Тинторетто
Вместе с тем Тинторетто отличала чисто ренессансная широта гуманистических интересов. Он входил в тесный кружок лучших представителей венецианской интеллигенции позднего Возрождения — ученых, музыкантов, передовых общественных мыслителей: ...
Техническое описание проекта
При рисовании натюрморта придерживаются общих правил
последовательного изображения рисунка – «от общего к частному» и «от частного к общему».
Рисование натюрморта можно условно разделить на четыре этапа: схематизацию, типизацию, индивид ...