Образ Божией Матери «Утоли моя печали» представляет собой поясное изображение Богородицы, правой рукой поддерживающей Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите».
Голова Богоматери несколько склонена набок. Свою левую руку Она приложила к глазам, тем самым давая понять, что скорби и печали всех обращающихся к ней являются и Ее личной болью.
В положении фигуры Младенца Христа есть одна отличительная особенность: Он изображен полулежащим, или, точнее сказать, полностью лежащим, наподобие расслабленного человека. Здесь стоит вспомнить древний иконописный прием изображения спящего или умершего человека, которого не допускалось писать в горизонтальном положении, верхняя часть его туловища всегда оставалась несколько приподнятой, чем выказывался удивительный такт, целомудрие, почтение и к зрителю, и к Богу. Средневековые художники словно хотели этим сказать, что нельзя «лежать» в присутствии Божием, то есть быть духовно умершим, пассивным.
Редкой особенностью иконы является и такая деталь как изображение покрытых гиматием колен Богородицы, что вводит в композицию несомненный мотив оплакивания, как нельзя лучше соответствующий самому названию образа Божией Матери «Утоли моя печали».
Статьи по теме:
Эллинистическая риторика
В Греции III-II в. до н.э. происходит систематизация риторики. Классическая риторика делилась на 5 частей:
1. Нахождение (в латинской терминологии – инвенция) – систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.
2. Расп ...
Вышивка в православном храме
Если вы зашли в православный храм, то, несомненно, вам бросится в глаза обилие вышитых богослужебных предметов. Богато украшенные хоругви, аналойники, индитии, пелены и плащаницы и многое другое наполняет внутреннее убранство храма, соо ...
Принцип естественности в стилеобразовании конструкций
Разнообразие художественных стилей, применяемых при изготовлении кованых изделий, по сей день поражает не только искусствоведов, но и простых любителей прекрасного.
Художественная ковка всегда шла в ногу с художественными стилями, исполь ...