Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях

Страница 1

Дальнейшее развитие основных художественных групп хачкаров в эпоху позднего средневековья (XIV–XVII вв.). В XIV–XVII вв. – в период непрерывных вражеских нашествий на Армению, в эпоху экономического и политического упадка – хачкары продолжали создавать в большом количестве, причем некоторые на высоком художественном уровне. В отношении второй половины XIII и XIV вв. это находит объяснение той политической обстановкой, которая сложилась в Армении, особенно в южных районах страны – в Вайоцдзоре и Сюнике, владениях князей Орбелянов и Прошянов. Их небольшие и изолированные княжества, как и некоторые другие, пользовались при монголах внутренней автономией.

К сожалению, хачкаров XIV и XV вв. с фиксированной датой их создания немного, поэтому при датировке приходится исходить из их стилистических особенностей, что не всегда надежно. Следует подчеркнуть основное обстоятельство – силу традиции, которая определила как композиционную структуру, так и декор хачкаров того времени. В оформлении хачкаров мастера продолжали следовать декоративным принципам, характерным для групп 1, 2, 3, 4, и 5 (изобразительной), включающим значительные памятники начала XIV в. в Нораванке. Группа 4 (с малыми крестами в междукрестьях) стала, наиболее популярной в XIV столетии. Композиция и орнаментика хачкаров XII–XIII вв. почти без изменений перешли в искусство первой половины XIV века. Можно с уверенностью сказать, что в XIV–XVI вв. новых композиций и структур декора хачкаров в Армении не было создано: армянские мастера чаще своеобразно варьировали прежние, ставшие классическими формы.

Традиционность композиции хачкаров позволяет в этой главе придерживаться классификации, установленной для хачкаров XII–XIII вв. Только хачкары конца XVI и XVII вв. в Старой Джуге несколько своеобразнее, но и их создатели исходили преимущественно из старого армянского наследия XII–XIII вв., ставшего классическим.

Стилистические особенности позднесредневековых хачкаров (XVI–XVII вв.) джугинской школы. В юго-восточных районах Армении в течение XVI–XVII вв. наблюдается экономическое оживление, связанное с развитием торговли. Экономическое оживление вызвало к жизни целый ряд торговых местечек и городов, развивавшихся и процветавших в XVI–XVII вв. Особенно это относится к городу Джуге (Старая Джуга, ныне на территории Нахичевана, Азербайджанской Р.) на реке Аракс, художественным свидетелем чего являются прекрасные украшенные резьбой джугинские хачкары.

Исходя из анализа манеры исполнения и орнаментики, хачкары и надгробия джугинского кладбища можно разделить на три периода. Памятники самого раннего периода, большая часть которых уничтожена, в основном находятся на кладбищенском холме № 1 и датируются IX–XV вв. Хачкары этой группы малы по объему, скудно орнаментированы и надписаны. Следующая, вторая группа хачкаров, в которую входят памятники переходного периода, относится к середине XV–XVI вв. Эти памятники выделяются своим составом, декором, эпиграфическими надписями и скульптурными изображениями. Третья – самая большая группа хачкаров, датируемая серединой XVI в. – 1605 г., относится к периоду наивысшего расцвета искусства хачкаров Джуги, отличается мастерством исполнения, многообразием декора, рельефа, композиционным богатством и представляет неповторимые памятники армянского мемориального искусства.

По традиции в Джуге хачкары устанавливались без постаментов, непосредственно в земле (на кладбищах). Все хачкары, высечены из розового, желтоватого камня (в среднем высотой в 2 – 2,5 м) и напоминают встречающиеся на территории исторической Армении урартские и доурартские четырехгранные и многогранные стелы. В композиции хачкаров центральная часть занята большим крестом, углублена и часто кроме главного изображения креста в ней расположены еще 2 – 4 креста, вписанные в «хораны» (углубленные ниши). Получающиеся при этом рельефы на двух уровнях создают удивительную игру светотени. Тематически разнообразно украшены и другие фрагменты многочисленных хачкаров: это горельефы Христа и евангелистов, Богоматери, изображения трехступенчатых зиккуратов, бутоны, развившиеся из семени, окружности и т. д. В нижней части хачкара традиционно высекались надписи, символы вечности и справедливости, горельефное изображение всадника – Сурб Геворга (Святого Георгия) или просто бытовые сцены. Эти библейские и традиционные представления и их рельефные воплощения придавали джугинским хачкарам изящество и своеобразное очарование.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Эллинистическая риторика
В Греции III-II в. до н.э. происходит систематизация риторики. Классическая риторика делилась на 5 частей: 1. Нахождение (в латинской терминологии – инвенция) – систематизация содержания речей и используемых в них доказательств. 2. Расп ...

Иконография
Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской». В отл ...

История борьбы инквизиции со свободомыслием
История инквизиции – прежде всего тайная история. Церковь имела все основания тщательно скрывать и замалчивать или извращать в целях самооправдания ужасающие факты инквизиции. История инквизиции неразрывно переплетается с историей всего о ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru