Иконография

Материалы о культуре » Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» » Иконография

Общая иконографическая схема образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» следует известному типу Богоматери «Знамение», который в свою очередь восходит к древнему изображению Богородицы в молитвенной позе с воздетыми руками - Оранты («Молящейся»). На иконе «Неупиваемая Чаша», в отличие от ее иконографического прототипа «Знамение», Младенец Христос представлен стоящим в чаше и благословляющим обеими руками. Это отличие очень существенно, поскольку переносит акцент с темы Боговоплощения, которая является основной для иконографии «Знамения», на другие понятия.

Изображение благословляющего Богомладенца в потире, несомненно, является образом спасительного Святого Причащения. «Чаша эта, - пишет в своем описании иконы священномученик Иаков Брилиантов (г. Серпухов, 1912г.), - воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что агнец ее есть «всегда ядомый и никогдаже иждиваемый», а Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник очевидно ходатайствует, чтобы жертва сия - Святая Чаша - была принята в Пренебесный Жертвенник за грешный род человеческий».

Нельзя не усмотреть также в образе Младенца с распростертыми руками, доверчиво и призывно обращенного к молящимся грешникам, несомненную связь с ветхозаветным образом Софии Премудрости Божией. Если верить, что каждый священный образ имеет единственные конкретные слова, обращенные к верующему человеку, то в уста изображенного на иконе «Неупиваемая Чаша» Богомладенца можно вложить библейский призыв извечной Премудрости: «иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам: оставите безумие и живи будете, да во веки воцаритеся…» (Притч. IX, 4-6).

Статьи по теме:

Cвятилище Аполлона в Фермоне
К древнейшим храмовым постройкам принято относить святилище Аполлона в Фермоне (или Фермосе, Этолия). Среди разновременных построек святилища Аполлона в Фермоне как пример самого древнего сакрального памятника принято рассматривать т. на ...

Театры XVII века
В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По- ...

Искусство XVII века
XVII столетие – один из самых сложных и противоречивых периодов в средневековой русской истории. Недаром его называли «бунташным» – оно взрывалось «Медным» и «Соляным» бунтами. Народное недовольство вылилось в восстания под предводительст ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru