Зачем нужна эстетика

Материалы о культуре » Зачем нужна эстетика

Страница 1

Тема нашего разговора – эстетическое воспитание. Какова природа эстетического, его функции, смысл, предназначение? Может быть, для воспитания достаточно морали? Возможно ли нравственное чувство без эстетики?

Как известно, эстетика – эта наука, изучающая выразительные формы прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Она апеллирует не только к чувственному, но и к духовному восприятию – никакие моральные и нравственные установки не могут претендовать на прочность, если они бесформенны и уродливы. Никогда не забуду свои детские впечатления от школьного букваря в унылых серо-коричневых картинках, где дети, как на подбор, были изображены в виде каких-то корявых уродцев с выражением патологии на лицах, а взрослые – с непропорционально большими головами и короткими ногами – напоминали монстров. Этот мир, увиденный сквозь призму учебника шестидесятых годов, навевал ужас и тоску и очень сильно отличался от того прекрасного образа бытия, который сложился в доме моих родителей и радовал сердце. Я очень хорошо помню это первоначальное – именно эстетическое – неприятие школы: в первом классе, кстати, я очень плохо училась, настолько сильным оказалось во мне это внутреннее сопротивление.

Но, по большому счету, я бы не стала противопоставлять эстетическое и нравственное, ибо они восходят к одному Источнику: Бог наш есть и совершенное Добро, и совершенная Красота. На этой высоте сходятся пути и цели христианских подвижников и художников, ибо то, что открывается подвижнику как Святость, признается художником как Красота. И то, и другое есть совершенство и идеал. И здесь упразд-няется различие между моральным и эстетическим, которое порой мучает нас в падшем мире, представляясь порой даже и не различием, а противоречием.

Обладают ли искусство, красота, эстетика воспитательными функциями? Может ли духовное и интеллектуальное развитие человека обойтись без эстетического чувства, ограничиваясь верой, опорой на Евангелие, образование, историю? И вообще, как эстетическое соотносится с христианством?

Честно говоря, я не знаю, как воспитать в ребенке нравственное чувство без эстетического инструмента. Ну что – внушать ему: это – хорошо, а это – плохо, поступать вот так, а так вот – не делай… Конечно, вменяемый и послушный ребенок может это рационально усвоить, но совсем не факт, что при первом же испытании и искушении все это научение не разлетится в пух и прах. Прививка моральных ценностей без глубинного эстетического переживания и приятия их напоминает евангельский дом, построенный на песке, который рискует рухнуть при первом порыве ветра. Именно эстетическое воспитание, обращающееся к чувственному и духовному восприятию, формирует мироощущение, проникает в подсознание и именно там закладывает фундамент личности.

Христианство никогда бы не смогло победить языческий мир, если бы не было столь эстетично, в отличие от сектанства, упраздняюще-го Церковь и сужающего Евангельское благовестие до рационалистических сентенции. Но Христос Церкви, Евангельский Христос - прежде всего Прекрасен. Душа ликует от Его Красоты, от Его сияния. Мир преображается в Его присутствии и погружается во мрак уныния, если не находит Его. Он говорит как Поэт – на языке притч, художественных образов. Душе сладко повторять Его слова, сладко слышать Его интонации. А это что значит? Это значит, что душа уже полюбила Христа, чает Его, ищет, зовет.

Но Сам Христос говорит: «Если кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14: 21). То есть любовь к Господу и есть главный мотив к пробуждению нравственного чувства, к творению заповедей.

И вот что существенно здесь: всякий пересказ – будь то переложение Евангелия для детей или перевод его в понятийный ключ современной жизни – неизбежно привносит элемент профанации, а то и пошлости. А это искажает прекрасный образ Господа, коробит душу.

Занудный законоучитель, который со скучным лицом, пусть и вполне корректно, втолковывает детям евангельские истины и моральные принципы, может посеять роковой соблазн в восприимчивых душах «малых сих». И при этом, возможно, формально к нему не за что будет придраться.

Я никогда не читала своим маленьким детям подобные переложения, какими бы благонамеренными людьми они ни были сделаны, и могу свидетельствовать, что дети прекрасно понимают Евангелие в меру своего возраста – если даже не точный смысл отдельных событий, то их дух. И это свидетельствует об их эстетической чуткости.

Итак, сначала – чувство прекрасного, которое водворяется в человеке и стоит на страже, а потом уже – как следствие – нравственные различения и рациональные дефиниции.

Когда мы говорим об эстетическом, то опираемся, прежде всего, на понятие вкуса. Мы судим о произведениях искусства, исходя из наших предпочтений, говоря: это прекрасно, а то бесталанно. С другой стороны, существует и некая объективность красоты, величия, глубины… Так что же такое вкус? И возможно ли его воспитать?

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Условия различий, противоречий и конфликтов
Все сказанное означает, что в основании состояния современного русского общества лежит типологический культурный фактор, который определяет борьбу идей и действия в этой борьбе. Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии и ...

Строение кукол
Куклы марионеточного театра делаются из дерева с подвижными конечностями, к которым привязаны нитки, сходящиеся в особом коромысле, так называемой ваге. Вага состоит из стержня, подвижного коромысла, прикрепленного к стержню на оси в опре ...

Искусство эпохи палеолита
Искусство палеолита, как и других рассматриваемых периодов, имеет определенную градацию по времени. Установлено, что к числу древнейших изображений на стенах палеолитических пещер относятся как схематические, так и натуралистические изоб ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru