Цикл этого ряда состоит из традиционных 12 икон двунадесятых праздников, повторяя тем самым древнейший праздничный ряд Софийского собора в Новгороде. Необычны для этого чина иконы "Преполовение" и "Троица".
На иконе "Рождество Христово"35 в центре композиции изображена пещера, где в яслях возлежит спеленутый Богомладенец.
Над ним склонили головы вол и осел, расположенные с одной стороны от яслей. Ложе, на котором отдыхает Богоматерь, размещено почти горизонтально и обращено влево. Оно слегка изгибается, повторяя положение фигуры полулежащей Богородицы. На концах ложе перевязано характерным узлом. Отвернувшись от младенца, Богоматерь пребывает в задумчивой позе, подложив непокровенную кисть руки под подбородок.
Слева от пещеры на уступах гор предстоят три приклоненные перед младенцем волхва. Один из них держит коробочку с ладаном. (Золото и смирна, принесенные волхвами, не показаны на иконе из-за плотного положения фигур).
С правой стороны от ложа Богоматери рядом с двумя пасущимися животными возлежит пастушок без шапочки, играющий в длинный рожок.
В верхней части композиции располагаются славословящие Христа ангелы. Они представлены почти в полный рост. Их фигуры велики по размерам по сравнению с другими персонажами композиции, что необычно для верхней части икон Рождества и спорит с центральными изображениями сцены.
Ангелы указывают на восходящую звезду. Фигура третьего из них не видна. О его присутствии напоминает лишь едва заметная часть нимба.
Справа от горки изображен склоняющийся к Богомладенцу ангел. Его руки покрыты пеленами.
В нижней части композиции располагается фигура сидящего праведного Иосифа. У его ног лежат священные животные. Напротив Иосифа – согбенный старец с посохом, символизирующий, как полагают исследователи, "духа сомнения". Его фигура окружена плотно прилегающими к нему священными деревьями с плодами.
В правом нижнем углу композиции "Рождества" размещена традиционная сцена омовения младенца. Служанки на гостинопольской иконе изображены по одну сторону от купели. Одна из женщин, наливая для омовения воду, пробует ее рукой. Другая – придерживает обнаженного Богомладенца, воздевшего левую руку. Голова кормилицы повязана платом с характерными рисочками, встречающимися на других гостинопольских иконах (у книжников на иконе "Преполовение", на покрове престола ("Сретение"), на покровах иудеев в композициях "Воскрешение Лазаря" и "Вход в Иерусалим").
Как видно из описания, в целом, гостинопольская схема "Рождества Христова" близка новгородским памятникам середины – второй половины XV века, в частности, одноименной иконе из собрания И.С. Остроухова. Изображения на обеих иконах относят к одному из двух популярных в русской иконописи XV века типов "Рождества Христова", где ложе Богоматери обращено влево и отсутствуют волхвы, путешествующие на конях. Ангелы в этом изводе расположены только в верхней части композиции, за горками, а не возле пещеры. Сцена "Благовестия пастухам" отсутствует. Прототипом подобной иконографической схемы "Рождества Христова", по-видимому, послужила праздничная икона из чина Новгородского Софийского собора (хотя она включает композицию "Путешествие волхвов")Подобный изв. од встречается на балканских иконах (фрагмент иконы из Охрида, Нац. музей в Белграде) и синайских (клеймо "Распятия", тетраптиха и тексаптиха).
Следует отметить, что нижняя часть гостинопольской композиции напоминает московские памятники начала XV века: "Рождество" праздничного чина Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (1425-27г.)42. Гостинопольское "Рождество" очень точно повторяет сцены "Омовение Младенца" и "Беседа праведного Иосифа со старцем". Однако на московских иконах эти композиции отделены изображением священных животных, тогда как на гостинопольской иконе они помещаются у ног Иосифа. В изучаемом памятнике композиции первого плана разделены изображением древа, имеющего ветвь, которое символизирует древо Иессево, упоминающееся в пророчествах Исайи: "И пройдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его, и почиет на нем Дух Господень" (Ис. 11, 1-2). В гостинопольском "Рождестве" древо нарочито выделено размерами и местоположением (оно помещено на одной оси с новорожденным Богомладенцем и лучами, исходящими из сегмента неба, указывающими на схождение Св. Духа).
Помимо этой интересной особенности, обращает на себя внимание ряд других деталей, редко встречающихся в композициях Рождества Христова: 1) ложе Богоматери перевязано характерным узлом (эта деталь присутствует только на благовещенской43 праздничной иконе начала XV века и тверской иконе из кашинского иконостаса (1449-1450гг.)44; 2) вол и осел помещены по одну сторону от яслей (подобная особенность свойственна только балканским памятникам, в частности, охридской иконе; 3) пастушок рядом с пещерой изображен на гостинопольской иконе лежащим, чего нельзя встретить на других рождественских иконах.
Статьи по теме:
Живопись второй половины XVIII в - жанр портрета
Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета, что не кажется удивительным, если мы вспомним предыдущие этапы. Поколение художников, выступившее на рубеже 60–70-х годов, в кратчайший срок выдвинуло русски ...
Константин Андреевич Сомов
Ведущим художником «Мира искусства» был Константин Андреевич Сомов (1869–1939). Сын главного хранителя Эрмитажа, окончивший Академию художеств и изъездивший Европу, Сомов получил блестящее образование. Творческая зрелость пришла к нему ра ...
Металлы, физические и химические свойства
В кузнечном ремесле приходится иметь дело с различными сплавами, цветными металлами, со сталями разных марок. Для нагрева до ковочной температуры одинаковых по размерам заготовок, но разных типов металла требуется сжечь разное количество ...