Цикл ряда традиционных 12 икон

Материалы о культуре » Иконография древних икон Гостинопольского монастыря » Цикл ряда традиционных 12 икон

Страница 3

Отметим, что "Преполовение" или "Проповедь Христа книжникам в храме", как икона праздничного ряда впервые появляется именно в Гостинопольском иконостасе. В этой связи есть необходимость подробно остановиться на рассмотрении иконографии этой композиции. Евангельсий эпизод (Лк. 2, 43-49), легший в основу сцены Преполовения, имеет соединительную роль между детством Христа и Его служением.56 Этот сюжет появляется в раннехристианском искусстве, но его изображения редки для каппадокийских фресок.57 Для 10 века была характерна иконографическая схема, где Христос восседает в профиль, а книжники располагаются по одну сторону от его фигуры.58 Извод, представленный гостинопольской иконы впервые встречается в иллюстрациях Парижской псалтири (Gr. 510).59 С этого времени подобная иконография "Преполовения" становится устойчивой.60 (Различия между изображениями этого сюжета определяется только числом священников и различием архитектурного окружения). В палеологовской живописи сцена Преполовения по прежнему остается редкой.

На русских памятниках конца XV-XVI вв. иконографическая схема Преполовения, характерная для гостинопольской иконы, сохраняется неизменной и повторояется очень точно.61 Однако в иконе из чина 1497 г. из Кирилло-Белозерского иконостаса (Кирилло-Белозерский музей) используется другой – симметричный вариант композиции, характеризующийся сложным ритмом.

"Крещение". В иконографии этого события62 центральное место отведено Иисусу Христу, стоящему обнаженным в водах Иордана с благословляющей десницей. Склоненная голова Христа и скрещенные ноги создают движение фигуры Спасителя в сторону Иоанна Предтечи.

Пророк, совершающий крещение, одетый в милоть и хитон, помещен на левом берегу Иордана. Поза, в которой изображен Иоанн Предтеча, редка и необычна: нагнувшись ко Христу, с усилием он делает большой шаг вверх. Его десница, возложенная на чело Христа, непомерно вытянута, непропорциональна и тем самым подчеркнуто выделена. (Такая редкая иконографическая особенность, по-видимому, связана с особым почитанием в византийском мире мощей Иоанна Предтечи). Другой рукой пророк указывает на Христа.

В верхней части композиции изображен сегмент неба и исходящий из него луч со Св. Духом в образе голубя, символизирующий присутствие Бога.

На гостинопольском памятнике необычны очертания берегов Иордана. Заполняя передний план, река изображается в образе "чаши" или купели. В водах Иордана представлены две традиционные фигуры – юноши и женщины, являющиеся аллегорическими изображениями водных стихий – моря и реки. Обнаженный юноша, символизирующий море, повернут ко Христу спиной ("море виде и побеже" (Ис. СХIII, 3), а женщина, символизирующая реку, полуобнажена и восседает на морском драконе. На другом берегу Иордана напротив Иоанна Предтечи изображены три ангела, держащие пелены, которые прислуживают при совершении таинства Крещения.

На наш взгляд, гостинопольская икона "Крещение" во многом необычна по своей иконографии. Ее особенностью является редко встречающиеся изображение фигуры Христа без перевязи. Столь архаичная деталь свойственна празднику иконостаса Софийского собора в Новгороде и Софийской таблетке.

Самой нехарактерной на изучаемой иконе представляется трактовка фигуры Иоанна Предтечи. Как правило, на других памятниках этого сюжета пророк изображен сильно склонившимся, едва касающимся чела (или нимба) Спасителя, благоговейно, со страхом совершающим таинство крещения над Тем, Кто не нуждается в очищении.65 Такое решение фигуры Предтечи соответствует евангельскому тексту (Мф. 3, 18). На гостинопольской иконе поза пророка, наполненная динамичным движением, скорее передает его радостное стремление исполнить Господне повеление, о чем упоминает текст праздничной службы Богоявления ("Просветителя нашего, просвещающаго всякаго человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею и трепещет" (стихира на вечерне). Стихира на стиховне: "Еже от Девы Солнце, видя иже от неплодове светильник светлый, во Иордане просяща крещения, ужасом и радостию вопияше к Нему: ты мя освяти, Владыко, Божественным явлением Твоим"). Вместе с тем, возможно, своеобразное изображение Предтечи передает усилие, с которым пророк совершает погружение Христа в воды Иорданские.

"Воскрешение Лазаря". В центре композиции помещена фигура Христа. Он делает движение в сторону Лазаря, властно протягивая благословляющую десницу, как бы произнося этим жестом евангельское повеление: "Лазарь, изыди вон" (Ин. 11, 43). Впереди Христа окружает многочисленная группа апостолов (их - одинадцать). Ближайший к Спасителю ученик прикрывает нос и протягивает ко Христу руку (Ин. 11, 39).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Французское искусство 18 в
XVШ столетие принято называть веком Просвещения. Ранние буржу- азные революции победили только в двух странах - Англии и Нидер- ландах. В большинстве европейских государств был сохранен старый порядок. XVШ век с его просветительски ...

Изображения купола в послеиконоборческую эпоху
В IX-XI вв. Христос встречается в куполе в двух основных видах: в составе композиции "Вознесение" (например, купол храма Св. Софии в Салониках, 885 г.) и в виде Христа Пантократора (храм Успения в Дафни и др.). Хотя основное нап ...

Историки Греции IV века
Исторический жанр был представлен, прежде всего, известным историком Ксенофонтом, уроженцем Афин (428-354 гг. до н. э.). Основная историческая работа Ксенофонта, "Греческая история", хронологически продолжает труд Фукида, охваты ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru