Итак, с VIII века в средневековой Армении новым распространенным типом мемориального памятника становится хачкар. Этот новый тип памятника был более удобен при обработке камня, так как художественно оформляли только лицевую часть, изображая в центре хачкара крест, а вокруг креста («хача») свободные места заполнялись резьбой с идейно содержательными символами. На лицевых и обратных сторонах хачкаров высекались обширные надписи. Хачкар можно было воздвигнуть отдельно или включить в кладку стен.
В формировании композиционных особенностей хачкара исходное значение имели предшествовавшие типы мемориальных памятников – четырехгранные стелы, столбы с богатыми орнаментальными мотивами, в частности – каменные кресты со свободными крыльями.
По сравнению со стелами, четырехгранными памятниками, крылатыми крестами (крест-памятниками – под названием «Крнавор хач» или «Тевавор хач») хачкары (крест-камни) были значительно проще при обработке и требовали меньших затрат. Четырехгранные памятники (столбы, обелиски) обрабатывались с четырех сторон и в этом смысле были сложны для целостного восприятия памятника с одной фиксированной точки, в то время как поверхность хачкара тщательно обрабатывалась только с лицевой стороны, что давало возможность мастеру пышно и разнообразно украшать памятник сложной искусной резьбой, содержание которой легко и сразу воспринималось смотрящим. Кроме того, на плоской поверхности хачкара было удобно высекать хорошо читаемые даже со значительного расстояния текстовые надписи.
Художественные особенности хачкаров в средневековый период (XII–XIII вв.). Глава посвящена анализу периода наивысшего художественного и композиционного развития хачкаров, их классификации и изменениям основных мотивов орнаментации, а также анализу идеологического содержания высеченных на них скульптурных изображений. В главе даны подробное описание и художественная характеристика наиболее известных хачкаров XIII века.
Статьи по теме:
Поняття модернізму
Модернізм - (від французського "moderne" - новітній, сучасний).
Художньо-естетична система, що склалася, починаючи від 20-х років ХХ сторіччя, як характерне відображення кризи буржуазного суспільства, протиріч буржуазної масово ...
Искусство русского централизованного государства конца XV–XVI века
В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и главным к ...
Выставочная политика IKEA
Сеть магазинов Ikea, являясь по сути своей торговой организацией с разветвленной сетью точек по всему миру, позиционирует себя больше как выставочное пространство. В действительности, на мой взгляд, эта позиция имеет право на существовани ...