Хачкары XI столетия

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Хачкары XI столетия

Страница 2

Этот мотив вместе с общим развитием хачкаров в XI–XIII веках уже подвергается разнообразным композиционным изменениям и теряет свое первоначальное значение.

Древнейшим мотивом хачкаров является также изображение пары голубей (или других птиц), обычно симметрично помещенных по сторонам основного креста на хачкаре. Птица – это символ святого духа, символ бессмертия, что соответствовало значению хачкаров как памятников мемориальных и поминальных. Это изображение с IX до XVII века становится характерным элементом орнаментации хачкаров.

Хачкары были удобны при обработке камня, так как художественно оформляли только их лицевую часть, изображая в центре хачкара крест, а вокруг креста свободные места заполнялись резьбой с идейно-содержательными символами. Хачкары были также удобны и тем, что их можно было установить на постаменте (пьедестале) или вставить в стену при строительстве храма, церкви, часовни. Хачкарами оформляли не только наружные стены, но и внутреннее пространство храмов.

Среди новых символов (X–XIII вв.) необходимо отметить следующие:

1. «Крутящаяся свастика» – обозначала «бесконечность» и была знаком солнца (в XIII веке для хачкаров обязательными были символические изображения солнца и луны). Мотив «крутящейся свастики» встречается в Армении еще со времен неолита (VI–IV вв. до н. э.). Надо отметить, что этот символ встречается и у других, в основном европейских, народов. Начиная с X–XI вв. «крутящаяся свастика» становится новым изобразительным элементом на хачкарах.

2. В этот период (X–XI вв.) на хачкарах используется также новый мотив в виде букета цветов. Не исключено, что узоры с этим мотивом образовались еще в X веке. Композиции с подобными узорами занимали нижнюю часть хачкара, придавая особое изящество крест-камням. Однако в XIV–XVI вв. эти мотивы по непонятным причинам навсегда исчезли с хачкаров.

3. Узоры на хачкарах постепенно совершенствовались, иногда меняя свои формы, но не теряя первоначальной красоты и символичности. Они напоминали кружева, только выполненные из камня, и заполняли все нижние и верхние ярусы хачкаров. Удивляет, с каким мастерством делались эти каменные кружева, которые назывались «розочки», «розетки». Некоторые из них окаймляли «сегменты». С X века внутри «сегментов» вместо розочек начали изображаться геометрические узоры (звездочки, треугольники, пятиугольники и т. д.).

4. В XI веке на хачкарах появился совершенно новый мотив – «Хачбур» (хач – крест, бур – горсть, сложенные ладони – крест, который поддерживается ладонями рук). «Хачбур» изображался в нижних двух сторонах хачкара (под нижними крыльями большого креста). Искусствовед А. Патрик подтверждает тот факт, что в древние времена армянские земледельцы «Хачбуром» называли и украшения, плетеные из колосьев пшеницы. Такими «Хачбурами» крестьяне украшали верхнюю часть своих очагов, они являлись символами благополучия и удачи.

5. Скульптурные изобразительные элементы широко использовались в армянском монументальном искусстве IV–VII вв. Но VIII–IX вв. были неблагоприятными временами для их развития. И только с X века армянские мастера («варпеты») снова начали использовать эти изображения на мемориальных памятниках, в частности, на хачкарах. Надо отметить, что эти скульптурные изображения разделялись на две основные группы: 1) мирские и 2) религиозные. Скульптурные мотивы мирских тем на хачкарах использовались в XII веке, а религиозные мотивы, в основном, в XII–XIII вв. Хачкары с изображениями мирских тем дошли до нас из исторической провинции Хачен. С XII по XIII века на хачкарах изображались также повседневные разнообразные предметы (утварь, орудия труда, оружие, музыкальные инструменты и т. д.).

6. С XI века на хачкарах появляются рельефные скульптуры – «эпитафии», которые по-другому назывались «лапидарные надписи». До X века эпитафии (не рельефные), вырезались на поверхности камня и смотрелись исключительно как текстовые надписи. В XII–XIII вв. эпитафии, высеченные на хачкарах, выполняли не только смысловую роль, но и воспринимались как орнамент.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Анекдот как языковое средство отражения культурных ценностей
После того как были рассмотрены теоретические вопросы определения анекдота и его характеристики как прецедентного текста, мы проанализировали около 300 анекдотов, принадлежащих англоязычному этносу и систематизировали их по тематическим г ...

Быт и культура скифов
О физическом типе скифов Гиппократ писал: "Фигуры их толсты, мясисты, не членораздельны, слабы, вялы. При своей широкой безбородой наружности скифы все на одно лицо . Народ скифский от холода русый, так как солнце его не печет. Бело ...

Воздушно-пространственная модель
Предметно-пространственные связи ограничиваются цветом, светом и пространством и организуют свето-воздушную среду. Предметный цвет исчезает. Пространство метрично, неконструктивно. Связи предметов случайны. Форма активизируется оптическим ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru