Заключение. В начальный период формирования и развития в VIII–X вв. хачкары не имели особой художественной значимости, а являлись распространителями христианской религии на территории Армении. В XI веке процесс развития и усложнения декора хачкаров становится более интенсивным, о чем говорят многочисленные образцы хачкаров, сохранившиеся в различных местах Армении, преимущественно в богатых монастырях.
Самой характерной чертой хачкаров XI века стала уплотненность и насыщенность декора. Рисунок нижней части креста приобрел геометрический характер, все более удаляясь от растительной формы. Орнаментальность и строгая графичность стали неотъемлемыми чертами декора. Вместе с тем все более и более усиливалась пластичность резьбы хачкаров путем ее углубления, создающего игру светотени. Во многих хачкарах подчеркивалась их связь с архитектурной формой в виде ясно представленного портала с полукруглым завершением.
В XI–XII вв. заметно расширяется сфера распространения хачкаров. Возникают новые типы и формы мемориальных хачкаров, к числу которых относятся хачкары, вмурованные в стену (настенные), одиночные, групповые, заключенные в специальные нишевидные строения (вормнапак).
В XII–XIII вв. проявляются новые художественные группы хачкаров, в которых пальметочное основание разрастается в сложную систему. Встречаются хачкары, в которых пальметта перерождается в виноградную лозу или в гранатные побеги. Появляются и такие группы хачкаров, где из растительности возникают малые кресты – «хачбуры», занимающие нижние междукрестья основного большого креста.
В XI–XIII вв. наблюдается также процесс развития декоративно-орнаментальной композиции хачкаров. Эволюция хачкаров была обусловлена не только обогащением орнаментально-декоративных форм, преемственностью и развитием мастерства резчиков, но и радикальными изменениями в иконографии и системе символов, связанных с представлениями эпохи, особенно с изменениями в религиозных воззрениях и литургии.
В XII столетии искусство резьбы хачкаров вступило в полосу своего расцвета, продолжавшегося в XIII веке. Постепенно увеличивалось количество изготовлявшихся хачкаров. Их ставили повсюду и по самым различным поводам, отмечая все мало-мальски важные события хозяйственной и политической жизни в средневековой Армении. Появились и выдающиеся мастера-виртуозы тончайшей резьбы по камню; некоторые из них увековечили на хачкарах свои имена.
На данном этапе (XI–XIII вв.) развития выявляются отдельные монастырские школы искусства камнерезания, в частности, хачкарорезания в Одзуне, Санаине, Ахпате, в Гошаванке (Нор Гетике), Агарцине, Макараванке, Дехцуте, Киранце, в монастыре Аракелоц, Спитакаворе, Нораванке, Ованнаванке, Кечарисе, Гегарде (Айривавке), Гндеванке и др. В Арцахе (Нагорном Карабахе) – монастырские школы Гтчаванка, Гандзасара, Дадиванка и др. Историко-географическое расположение этих школ способствовало их покровительству со стороны конкретных монастырских и церковных комплексов.
В позднесредневековый период (в XIV–XVII вв., эпоху экономического и политического упадка Армении) хачкарное искусство продолжает развиваться. Особенно это относится к Джугинской школе, свидетельством чему являются высокохудожественные и стилистически-индивидуальные джугинские хачкары. Джугинские хачкары выделяются среди других более вытянутыми пропорциями (кресты, расположенные в центре хачкаров, тоже резко вытянуты). Хачкары Старой Джуги вернули в своих лучших образцах сильный рельеф, который на многих памятниках XVI–XVII вв. был утрачен. Орнаментика, хотя и традиционная, получила здесь иной акцент, иным стало и сочетание орнаментальных элементов.
Статьи по теме:
Китайский календарь
Традиционный китайский календарь - это универсальная карта, соединяющая время, пространство и человека; целостное описание, где все предметы и явления окружающего мира увязаны в непротиворечивую систему.
Время - это реальность, которая п ...
Ранние хачкары
В виде стел представлены небольшой серией, сохранившейся близ Талина. Они разнообразны и разнотипны, а это указывает на то, что формообразование хачкаров еще только начиналось.
Развитие ранних хачкаров исследуется поэтапно, предваритель ...
Художники – "Кукрыниксы"
Советский плакат появился в годы пролетарской революции; он нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.
Кто не помнит плакат Д. С. Моора “Ты записался добровольцем?”. Красноармеец, за плечами к ...