Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях

Страница 4

Заключение. В начальный период формирования и развития в VIII–X вв. хачкары не имели особой художественной значимости, а являлись распространителями христианской религии на территории Армении. В XI веке процесс развития и усложнения декора хачкаров становится более интенсивным, о чем говорят многочисленные образцы хачкаров, сохранившиеся в различных местах Армении, преимущественно в богатых монастырях.

Самой характерной чертой хачкаров XI века стала уплотненность и насыщенность декора. Рисунок нижней части креста приобрел геометрический характер, все более удаляясь от растительной формы. Орнаментальность и строгая графичность стали неотъемлемыми чертами декора. Вместе с тем все более и более усиливалась пластичность резьбы хачкаров путем ее углубления, создающего игру светотени. Во многих хачкарах подчеркивалась их связь с архитектурной формой в виде ясно представленного портала с полукруглым завершением.

В XI–XII вв. заметно расширяется сфера распространения хачкаров. Возникают новые типы и формы мемориальных хачкаров, к числу которых относятся хачкары, вмурованные в стену (настенные), одиночные, групповые, заключенные в специальные нишевидные строения (вормнапак).

В XII–XIII вв. проявляются новые художественные группы хачкаров, в которых пальметочное основание разрастается в сложную систему. Встречаются хачкары, в которых пальметта перерождается в виноградную лозу или в гранатные побеги. Появляются и такие группы хачкаров, где из растительности возникают малые кресты – «хачбуры», занимающие нижние междукрестья основного большого креста.

В XI–XIII вв. наблюдается также процесс развития декоративно-орнаментальной композиции хачкаров. Эволюция хачкаров была обусловлена не только обогащением орнаментально-декоративных форм, преемственностью и развитием мастерства резчиков, но и радикальными изменениями в иконографии и системе символов, связанных с представлениями эпохи, особенно с изменениями в религиозных воззрениях и литургии.

В XII столетии искусство резьбы хачкаров вступило в полосу своего расцвета, продолжавшегося в XIII веке. Постепенно увеличивалось количество изготовлявшихся хачкаров. Их ставили повсюду и по самым различным поводам, отмечая все мало-мальски важные события хозяйственной и политической жизни в средневековой Армении. Появились и выдающиеся мастера-виртуозы тончайшей резьбы по камню; некоторые из них увековечили на хачкарах свои имена.

На данном этапе (XI–XIII вв.) развития выявляются отдельные монастырские школы искусства камнерезания, в частности, хачкарорезания в Одзуне, Санаине, Ахпате, в Гошаванке (Нор Гетике), Агарцине, Макараванке, Дехцуте, Киранце, в монастыре Аракелоц, Спитакаворе, Нораванке, Ованнаванке, Кечарисе, Гегарде (Айривавке), Гндеванке и др. В Арцахе (Нагорном Карабахе) – монастырские школы Гтчаванка, Гандзасара, Дадиванка и др. Историко-географическое расположение этих школ способствовало их покровительству со стороны конкретных монастырских и церковных комплексов.

В позднесредневековый период (в XIV–XVII вв., эпоху экономического и политического упадка Армении) хачкарное искусство продолжает развиваться. Особенно это относится к Джугинской школе, свидетельством чему являются высокохудожественные и стилистически-индивидуальные джугинские хачкары. Джугинские хачкары выделяются среди других более вытянутыми пропорциями (кресты, расположенные в центре хачкаров, тоже резко вытянуты). Хачкары Старой Джуги вернули в своих лучших образцах сильный рельеф, который на многих памятниках XVI–XVII вв. был утрачен. Орнаментика, хотя и традиционная, получила здесь иной акцент, иным стало и сочетание орнаментальных элементов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

«Хрустальное чудо»
Брат Алексея Дмитриевича Оболенского, последнего из князей, владевших селом Березичи, Александр Дмитриевич Оболенский (1847 – 1917) бывал в здешних местах. Он также был вкладчиком Никольской церкви села Березичи. Но особо хочется отметить ...

Мужская одежда народностей Сахалина
Одежда – часть не только материальной, но и духовной культуры разных народов, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. На эволюцию одежды влияли многие факторы: климат, местные традиции и иностранные заимствова ...

Гламур. Характер и родовые черты
«Если бы Пушкин не только изучался учеными, а вот вошёл другом в наши дома —любовно перечитывался бы . каждым русским от 15 до 23 лет, предупредил бы и сделал невозможным разлив пошлости в литературе, печати, в журнале и газете .». В.В. ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru