1) Эгейскую культуру (2800-1100 гг. до н.э. нередко называют крито-микенской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами. Ее также называют минойской культурой - по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества. Наиболее известным памятником этой культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под именем "Лабиринт", от которого сохранился только первый этаж. Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества и женственности. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов ("Собиратель цветов", "Кошка, подстерегающая фазана", "Игра с быком"). Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI-XV века до н.э., особенно на время правления царя Миноса. Однако в конце XV в. до н.э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы скорее всего стало извержение вулкана. Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации была близка к критской. Она также покоилась на центрах-дворцах, которые сложились в Микенах, Тиринфе, Афинах, Пилосе, Фивах. Эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н.э. пришли собственно греческие племена - ахейцы и данайцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской. Наиболее ранние памятники этой культуры носили культовый, заупокойный характер (например, "шахтовые гробницы", выдолбленные в скалах, где сохранилось множество прекрасных изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия). Великолепным памятником светской архитектуры был Микенский дворец, украшенный колонами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись, о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов ("Дама с ожерельем", "Борющиеся мальчики"). Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV-XIII века до н.э., однако уже к концу XIII в. до н.э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII века до н.э. все дворцы оказываются разрушенными. Наиболее вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не установлены.
2) Период XI-IX веков до н.э. в истории Греции принято называть гомеровским, т.к. главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы "Илиада", и "Одиссея". Его также называют "дорийским", имея в виду особую роль дорийских племен в завоевании ахейской Греции. В области духовной культуры преемственность между эпохами была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.
3) Архаический период (VII-VI века до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. Самые впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре. В ее развитии исключительную роль сыграло создание алфавитного письма, ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции. В период архаики формируются основные этические нормы и ценности античного общества, в которых утверждающееся чувство коллективизма сочетается с агонистическим (состязательным) началом, с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Особое место занимают патриотизм и гражданственность. В этот период рождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии. В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры, как философия и наука. Их родоначальником стал Фалес, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единой натурфилософии. Высокого уровня в эпоху архаики достигает художественная культура. В это время складывается архитектура, покоящаяся на двух видах ордера - дорическом и ионическом. Возникает также монументальная скульптура - сначала деревянная, а затем каменная. Наиболее распространены 2 типа: обнаженная мужская статуя, известная под именем "курос" (фигура юноши-атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка). Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия (Гомер, Архилох, Сапфо, Анакреонт).
Статьи по теме:
Коллекция Ангерстейна как начало лондонской Национальной галереи
К моменту смерти Ангерстейна в 1823 году его коллекция насчитывала тридцать восемь картин, среди которых имелось пять первоклассных пейзажей Клода Лоррена, огромное полотно Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря», «Венера и Адонис» Ти ...
Ранние хачкары
В виде стел представлены небольшой серией, сохранившейся близ Талина. Они разнообразны и разнотипны, а это указывает на то, что формообразование хачкаров еще только начиналось.
Развитие ранних хачкаров исследуется поэтапно, предваритель ...
Древнейший изобразительный фольклор
Если бы понятие "первобытное искусство" не вошло столь прочно в современный научный язык, было бы уместно вообще от него отказаться и вернуться к старому, выдержавшему испытание временем понятию "фольклор". Однако в по ...