В конце того же 1756 г. Шувалов и Воронцов готовят новый русско-французский договор, который окончательно оформляется в январе 1757 г. Сразу же после получения известия из Франции в Петербурге в январе 1757 г. утверждается план предстоящей войны против Фридриха II. Буквально в тот же день Шувалов направляет Вольтеру приглашение приехать в Петербург для написания истории Петра Великого. В феврале 1757 г. Федор Павлович Веселовский, находившийся в Женеве в гостях у своего брата, передал Вольтеру новое предложение - писать историю России, оставаясь в Женеве, но пользуясь теми документами, которые ему будут присылать из Петербурга. Как видим, практически ни один эпизод взаимоотношений Вольтера с Россией в этот очень важный период времени не обходился без посредничества Веселовских.
Обратимся еще к одному документу - знаменитому письму Вольтера к И.И. Шувалову от 8 августа 1757 г., в котором Вольтер сообщал о завершении им первых девяти глав "Истории Петра Великого". И тут же заметил, что некий господин Вецлов устно передал ему пожелания И.И. Шувалова направить для обучения в Женеву нескольких молодых русских. Этот факт также не был прокомментирован в последней работе Мерво, хотя упоминаемый Вольтером Вецлов - это не кто иной, как Абрам Веселовский. Упоминание Веселовского между тем косвенно свидетельствует о том, что он принял участие в составлении этих первых девяти глав, так как неоспоримо, что у одного Вольтера вряд ли хватило бы времени для такой большой работы за такой короткий срок (практически за два месяца). Прямым подтверждением этого факта может послужить третий том русских рукописей Вольтера, хранящийся в настоящее время в Петербурге в библиотеке Вольтера. Он состоит именно из тех документов, которые были использованы для написания этого фрагмента сочинения. В основном, это материалы, связанные с жизнью Франца Лефорта, выдержки из его записок, документы о Великом посольстве Петра в страны Западной Европы, во главе которого был поставлен Лефорт, более поздняя переписка племянника Лефорта со своим отцом. Но тут же мы видим и целый комплекс оригинальных писем, автографов, адресованных Абраму Павловичу Веселовскому. Поразительно, но это единственный комплекс оригинальных документов во всех русских материалах Вольтера, хранящихся ныне в Петербурге. Речь идет о двух письмах барона Кнюпхаузена "к господину барону Веселовскому, министру его царского величества в Вене", трех письмах барона Андрея Ивановича Остермана, трех письмах барона Шуленбурга, австрийского политического и военного деятеля, а также о письме барона Шлеймиса от 9 июня 1719 г., т.е. письмах, относящихся уже к тому периоду, когда Петр I потребовал возвращения своего венского резидента в Петербург. Все эти документы Вольтер мог получить только из одного источника - непосредственно от Абрама Веселовского. Этот факт также до сих пор не привлекал внимания исследователей.
Создание "Истории Петра Великого" осуществлялось Вольтером при самом деятельном участии тех людей, которые лично знали русского монарха. Соавторами и помощниками Вольтера были почти исключительно родственники П.П. Шафирова, братья Веселовские, а также представители голштинской партии, включая Воронцовых и Шуваловых. Неудивительно, что после прихода к власти Екатерины II практически все участники подготовки и издания "Истории Петра Великого" Вольтера ушли в отставку. Причем Федор Павлович Веселовский подал прошение об увольнении с поста куратора Московского университета в день коронации Екатерины II в Москве.
Статьи по теме:
Производство и культура
Общеизвестны также те сообщения, сказания и саги младенческой поры всех культур, в которых музыке приписывают, помимо её художественного воздействия, магическую власть над душами людей и народов и превращают её в тайную законодательницу и ...
Возникновение жанров
“Киномоголы” стремились выдавать развлекательную продукцию высшего качества, но не желали рисковать, выпуская картины, коммерческий успех которых был сомнителен. Дабы свести этот риск к минимуму, они стали сосредоточивать свои усилия на ф ...
Малевич Казимир Северинович
Малевич К.С. - российский живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, так называемого супрематизма. Родился в семье управляющего заводом. С 11 лет много рисовал и писал к ...