Возрождение - особый этап в истории мировой культуры. В это время были заложены основы современной науки, в частности естествознания, высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением печатного станка невиданные ранее возможности распространения. Тогда же сложилась реалистическая система в искусстве.
Термин «Возрождение» начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству. Он был введен в научный оборот художником и исследователем Джорждо Вазари, который писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период средневековья. Позже понятие «Возрождение» приобрело более широкий смысл.
Мировоззрение новой культуры обычно обозначают термином «гуманизм» /от гуманос - человеческий/. Деятели Возрождения (гуманисты) не выступали против религии. Но они подвергали резкой критике пороки и невежество духовенства. Богу отводилась роль творца, создателя мира, не вмешивающегося в человеческую жизнь. Гуманистическая культура была светской, поскольку отказывалась от церковно-религиозного аскетического мировоззрения.
Важной чертой новой идеологии был индивидуализм - не родовитость и знатное происхождение, а личные качества отдельного человека, его ум, ловкость, смелость и предприимчивость обеспечивают успех в жизни. В центре внимания деятелей Возрождения стоял человек, а не Божество. Его рассматривали как творца своего счастья, добивающегося успеха силой своего разума. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой. Он стоит в центре мироздания. Гуманистам была чужда идея греховности человека, в частности его тела. Наоборот, признанной становится гармония человеческой души и тела.
В современной культурологии существует точка зрения, что эпоха. Возрождения представляет собой копирование, своеобразную реабилитацию античной культуры. Другое видение Ренессанса состоит в понимании его как качественно нового этапа в развитии культуры, базирующегося на античности, отталкивающегося от нее, но сочетающегося с элементами христианской культуры. Эта точка зрения представляется более объективной.
Родиной Возрождения по праву считается Италия. Здесь в XIV-XV вв. шло бурное развитие городов, возникала промышленность, капиталистическая мануфактура. Промышленная, торговая и финансовая буржуазия итальянских городов нуждалась для своей хозяйственной деятельности в развитии точных наук, естествознания, математики. Имея большие доходы, она стремилась создать себе комфортабельные условия жизни, украсить ее произведениями искусств. Была необходимость вообще в людях умственного труда.
Крупнейшей фигурой, стоявшей на грани феодальной эпохи и нового времени, был флорентиец Данте Алигьери (1265-1321 гг.). Его «Божественная комедия» как никакое другое произведение того времени отразила, мировоззрение переходного периода от средних веков к Возрождению. В ней автор спускается в ад и проходит все его девять кругов в сопровождении Вергилия, которого Данте называет своим учителем. В аду он наблюдает мучения грешников.
Первым гуманистом Италии принято считать Франческо Петрарку (1304-1374 гг.). Он вместе с Боккаччо был создателем итальянского литературного языка. На этом языке Петрарка написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Лауре, в которых воспевается глубокое и прекрасное чувство к любимой женщине.
Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.). Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сборнике 100 новелл, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных перегородок. Красной нитью приходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью.
В период раннего Возрождения формируются этические учения итальянских гуманистов. Гуманист и канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати (1331-1406 гг.) призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значение свободы воли у человека и отрицательно относился к пассивности и покорности, что противоречило феодально-церковному мировоззрения.
Искусство раннего итальянского Возрождения было представлено новой живописью, скульптурой и архитектурой.
Первыми крупнейшими мастерами живописи XIV в. были Джотто (1266-1337 гг.) и Мазаччо (1401-1428 гг.) - флорентийские художники. Они писали на церковно-религиозные сюжеты, но старались придавать своим изображениям реалистические черты. Джотто был первым художником, освободившим итальянскую живопись от влияния иконописи. На его фресках предстают живые люди, двигающиеся, жестикулирующие, то радостные, то печальные.
На фресках Мазаччо наблюдается дальнейшее развитие живописи нового типа. Он брал религиозные сюжеты, но переносил их действие на улицы Флоренции. Необходимо отметить, что в XV в. были открыты законы перспективы, которые позволили художникам делать изображаемые фигуры выпуклыми и помещать их в трехмерном пространстве.
Статьи по теме:
Кризис монументализма
Кризис монументализма в искусстве второй половины века казался и на развитии монументальной скульптуры. Скульптура, конечно, не исчезает вовсе, но памятники становятся или излишне патетичными, дробными по силуэту, детализированными, чего ...
Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер (1471-1528), німецький живописець, малювальник і гравер, один з найбільших майстрів західноєвропейського мистецтва.
Дюрер був проникливим дослідником природи й гарячим прихильником італійської (ренесансної) теорії мистецтв ...
Цикл ряда традиционных 12 икон
Цикл этого ряда состоит из традиционных 12 икон двунадесятых праздников, повторяя тем самым древнейший праздничный ряд Софийского собора в Новгороде. Необычны для этого чина иконы "Преполовение" и "Троица".
На иконе & ...