Даже традиционные принципы классификации музейных выставок позволяют отнести их к группе передвижных выставок облегченного типа, созданных исключительно на электронных муляжах (3D-моделях) и электронных копиях, обладающих абсолютными кинетическими возможностями и позволяющие музею расширить границы своей деятельности и мгновенно «смонтировать» свою выставку в любой точке мира, где есть возможность выхода в Интернет.
Но давайте проследим причины возникновения самого объекта нашего исследования.
Что может противопоставить музей увлекательному шопингу, голливудскому кино и многим развлечениям в суперсовременном Мегамолле? Ответ на этот совсем не риторический вопрос дает английский неологизм “сайенстейнмент” -гибрид слов science (“наука”) и entertainment (“развлечение”) или другой неологизм «эдьютеймент» - гибрид слов education (“образование”) и entertaiment (“развлечения”). Современный музей, планетарий или океанариум и т.д.— назовем его лучше научно-развлекательным и образовательным центром — должен успешно конкурировать за свободное время с Голливудом и другими развлечениями. Иначе его может постичь судьба, например, недавно разрушенного планетария г. Йошкар-Олы, Мария-Эл, который был снесен для того, что бы на его месте построить торгово-развлекательный центр.
Современный музей должен уметь так «материализовать» и так «упаковать» свою деятельность, что бы на равных бороться за внимание посетителей. И в этом на помощь приходят технологии виртуальной реальности.
Стоит отметить, что на западе очень хорошо поставлен музейный менеджмент, который позволяет даже давать прибыль от эксплуатации музеев, планетариев, океанариумов и т.д. Что достигается за счет грамотного управления сопутствующим бизнесом (кафе, бар, ресторан, игровые комнаты, организация праздников, продажа сувениров и т.д.) Таким образом, фактически музей, на языке маркетологов превращается в «якорный» объект, такого научно – образовательно - развлекательного центра.
Создание и демонстрация виртуальных культурных памятников, исторические реконструкции, интерактивные экспонаты, воссоздание уже утерянных объектов и предметов дает возможность перейти на качественно новый уровень сохранения и передачи потомкам культурного наследия. В мире сейчас идет большая работа по созданию виртуального культурного наследия для систем виртуальной реальности, которая к примеру в перспективе даст возможность разместить все музеи, памятники в одном центре виртуальной реальности. Уже сейчас созданы Виртуальный Рим, Виртуальный Карфаген и т.д., демонстрация которых на системах виртуальной реальности переносит нас на тысячи лет назад.
Почему же в России дело обстоит несколько иначе? Вспомним, в каком положении оказались российские музеи в постсоветское время. Главной целью советского музея был скорее не показ коллекций, а накопление и хранение их. По этой причине запасники советского музея по размерам и качеству не уступали основным коллекциям; по этой же причине наблюдалось зачастую пренебрежительное отношение смотрителей и персонала к посетителям и минимальное разнообразие экскурсионных программ. Это касалось даже знаменитых «экспортно-ориентированных» музеев.
С распадом СССР сократилось (или же вовсе прекратилось) финансирование музеев. Музеев, неготовых еще к продвижению собственных идей получения прибыли и созданию новых методов демонстрации музейных коллекций.
Но и на постсоветском пространстве постепенно культура оказалась востребованной, более того - модной и престижной, оказалось, что за "культурный досуг" люди готовы платить, и платить немало. Ну и, конечно, дети: выяснилось, что родителей не устраивает то, что их дети играют на компьютере и смотрят боевики, надо бы их к искусству приобщить. Совпали основополагающая функция музейного дела - культурное просветительство и интересы музейного бизнеса, которые требуют открытости, увлекательности, познавательности, то есть того же культурного просветительства.
Чтобы зарабатывать, надо что-то делать. Важнейшим ресурсом музеев является общественная значимость. Государственная помощь (не обязательно федеральных властей, но в первую очередь именно региональных), спонсорская поддержка, гранты - основа финансирования музея. Но взаимовыгодное сотрудничество имеет куда больше шансов на успех. Эрмитаж по своему статусу получал бы какие-то деньги, но Эрмитаж - центр культурной жизни города, участвующий в массе культурных программ, имеет куда больше возможностей их заработать.
Один московский музей в течение нескольких лет ходил с протянутой рукой, а когда перестроил экспозицию, разрешил "трогать руками" и сидеть на некоторых экспонатах - пошли посетители, нашлись спонсоры, посыпались гранты. Потому не причуда и не блажь - постеры и рекламные плакаты Эрмитажа по всему городу и всякие акции. Как не причуда и не блажь специальные шоу для детей, что устраивает Дарвиновский музей в Москве.
Статьи по теме:
Разграничение общественных и индивидуальных ценностей — причина кризиса
художественной коммуникации с точки зрения М. Вебера
Традиции социологической мысли, обсуждающей предназначение и роль искусства в связи с цивилизационным развитием, проявились и в творчестве М. Вебера. В произведении «Наука как призвание и профессия» ученый задался вопросом: в какой мере п ...
Междисциплинарные связи культурологии
Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных ...
Международный Выставочный Центр «Крокус Экспо»
Основные вехи в истории "Крокус-Центра":
18 марта 2004 года состоялось
официальное открытие центра, которое стало событием выставочного бизнеса.
Июнь 2004 года - ЗАО "Крокус Интернэшнл" становится членом Международн ...