Музеи – (греч. muséion — место, посвященное музам, храм муз, от músa — муза) – научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в них хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).
История возникновения музеев как своеобразных общественных институтов, удовлетворяющих потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйственных целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетической ценности. Таковы, например, хранилища Кносского дворца на Крите (16 в. до н. э.), Дворец ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13—12 вв. до н. э.), Библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др. В античную эпоху храмы, а затем и частные коллекции (с 3 в. до н. э.) сосредоточивали преимущественно произведения искусства (галереи Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.). Разнообразные собрания хранились в византийских соборах и монастырях, а затем (с 13 в.) в средневековых соборах Франции, Италии, Германии и др. стран (предметы, принадлежность которых приписывалась «священным лицам» нового христианского пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе М., которым были уже присущи некоторые научные функции, что было связано, в частности, с Великими географическими открытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства. Коллекционировались образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты («философские инструменты»), предметы, представляющие этнографический интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания – кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в которых сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. Появились и первые описания М., а также музеологические теоретические сочинения. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17 – 18 вв. формируются многочисленные частные коллекции – исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в., а главным образом в 19 в. легли в основу государственных национальных музеев.
В России музеи имеют многовековую историю. В источниках 12–17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15–17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16–17 вв., принадлежавшие Ивану IV, Б. Годунову, Ф. С. Милославскому, А. С. Матвееву, В. В. Голицыну. В 1719 открылся первый русский публичный М. — Кунсткамера в Петербурге, в основе которой лежали коллекции Петра I. С переходом Кунсткамеры в ведение Академии наук М. превратился в крупное научное учреждение. В течение 2-й половины 18—19 вв. возникли первые местные М. в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского исторического М. (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с производством (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономического общества, превратившиеся в начале 19 в. в М.); создавались историко-археологические М. в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский М., 1831) и др.
Особенно быстро музейная сеть росла с середины 19 в. Музеи возникали при статистических комитетах, земствах, учёных архивных комиссиях, научных обществах, университетах. Развитие сельского хозяйства и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859), Политехнического музея в Москве (1872), кустарных отделов в местных музеев. Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало свыше 150 музеев (без войсковых, церковно-археологических). Многие музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для учёных и специалистов. Ведомственная разобщённость, отсутствие единого музейного законодательства, разнобой в научно-методической области тормозили развитие музейного дела.
Статьи по теме:
Этикетные нормы; техника реализации этикетных норм
В современной лингвистике термин "норма" понимается в двух значениях: во-первых, нормой называют общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), во ...
Иерархия пророков
Праздничный цикл делит пространство храма на три сферы: Эсхатология (запад – восток);32 Страсти, Воскресение (север – запад); Боговоплощение (юг – восток).33 Исходя из этого, можно отметить, что четыре старших пророка Исайя, Иеремия, Иезе ...
«Иван-Царевич на сером волке»
В картине Иван Царевич на Сером Волке Васнецов воспроизвел эпизод из Сказки об Иване Царевиче, Жар Птице и о Сером Волке, изложенной А. Н. Афанасьевым по тексту, восходящему к лубочному изданию XVIII века “Иван Царевич, сидя на Сером Волк ...