Музейные здания. История и эволюция строительства

Материалы о культуре » Музейные здания. История и эволюция строительства

Страница 5

Историческому музею принадлежит этапное место в процессе формирования типа музейного здания, суть которого – в преодолении черт дворцовости. Значительна его роль и в разработке принципов оформления музейных зал. Исторический музей стал эталоном для многих музеев: потребность в специальных музейных зданиях настоятельно ощущалась в конце прошлого века.

Большинство исторических музеев расположено в зданиях, которые первоначально служили другим целям (монастыри, дворцы, замки, соборы, церкви, общественные здания, особняки, загородные усадьбы и др.). В связи с этим возникает проблема приспособления здания под музей.

Обычно предлагается использовать для размещения музея старые здания, либо имеющие только материальную ценность, либо являющиеся памятниками архитектуры. При оценке пригодности здания для размещения в нем музея прежде всего необходимо проанализировать, соответствует ли оно основным музееведческим требованиям и конкретным специфическим условиям данного музея, разработать план его приспособления. Сложность приспособления и возможность использования, как правило, зависит от того, является ли здание памятником архитектуры. В том случае, если здание имеет только материальную ценность, вопрос о приспособлении в целом решается так же, как и при реконструкции.

Безусловно, приспособление для музеев памятников архитектуры и зданий, имеющих историческое и мемориальное значение, — задача более сложная.

Однако при возможности выбора для размещения исторического музея в одном из существующих зданий при приблизительно одинаковых условиях предпочтение следует отдавать памятникам архитектуры в связи с их особой историко-художественной и общественно-политической значимостью.

При размещении музеев в памятниках архитектуры, т. е. при использовании зданий в новом общественном значении, уже на этапе реставрации необходимо не только учесть восстановление памятника в первоначальном виде, но и предусмотреть приспособление его в соответствии с новым назначением.

Большие возможности представляет передача музею архитектурных комплексов или ансамблей, имеющих наряду со зданиями, представляющими архитектурно художественную ценность, строения служебного и хозяйственного назначения.

При функциональном зонировании располагаемого в памятнике или комплексе памятников музея желательно, чтобы выделение основных и вспомогательных зон последнего было по возможности аналогично первоначальному назначению частей комплекса или памятника. Так, основные здания или помещения памятника следует использовать к экспозиционных целях, занимая под фондохранилища, административно-хозяйственные и технические службы, помещения или строения вспомогательного характера, имевшие ранее аналогичное назначение.

Возможность использования музеем памятника архитектуры в значительной степени зависит от ценности и сохранности его интерьера. Даже частично сохранившиеся элементы интерьера обычно осложняют организацию музея. Чем выше архитектурно-художественная ценность интерьера, тем больше ограничена сфера использования здания. Размещение музея и памятнике архитектуры с полностью сохранившимся интерьером возможно в тех случаях, когда:

интерьер хронологически связан и дает представление об экспонируемых музейных предметах определенной исторической эпохи; интерьер непосредствен но связан с конкретным историческим событием; интерьер непосредственно связан с конкретным историческим лицом; интерьер представляет самостоятельную историческую и художественную ценность, а размещенная в нем экспозиция посвящена истории создания, бытования и реставрации памятника.

Памятники архитектуры, имевшие в прошлом культовое назначение, могут быть использованы музеями или их филиалами для организации экспозиций, тематически связанных с предшествующим назначением памятника.

При наличии объективных причин, не позволяющих приспособление памятников архитектуры и мемориальных зданий для исторических музеев, желательно использовать их для организации филиалов.

Накопленный опыт по приспособлению различного типа зданий и сооружений широко применяется при решении вопроси об использовании этих зданий для исторических музеев или их филиалов.

Необходимость реконструкции здания связана с тем моментом в деятельности музея, когда возникают предпосылки для развития музея, а условия, в которых располагается музей, не дают возможности их реализовать.

Часть музеев органически связаны со зданиями, в которых они функционируют. Это, прежде всего дворцы-музеи, музеи-усадьбы, мемориальные музеи, музеи-мемориалы. Музеи такого рода не могут быть перемещены и другие здания. В зданиях такого типа можно произвести только частичную перепланировку и ограниченное инженерно-техническое переоборудование, как правило, включающее в себя систему освещений и охранные средства. Так как это не позволяет решить все проблемы, стоящие перед музеем, нуждающимся в реконструкции, то наиболее рациональным в данном случае является сохранение в старом здании части экспозиций музея, исторически или хронологически соответствующих самому памятнику с выведением остальных музейных коллекций в другое приспособленное или вновь построенное здание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Культура в классический период
Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период — классический. Победа греков, окончательное оформление классическог ...

Мастерство Репина
Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с начальными навыками ремесла. Но первым учителем считал Крамского, с которым встретился в Рисовальной школе Общества поощре ...

Происхождение мантии и иконография изображений на скрижалях
. Мантия, иначе палий (от pallium-enanra, верхняя одежда), является одеждой, покрывающей собой всё тело, кроме головы. В древней христианской Церкви мантии носили все христиане, как символ их отречения от идолослужения. Мантия первонач ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru