Логика речи

Материалы о культуре » Ораторское искусство » Логика речи

Страница 2

доказательство, либо оно не должно у них вызывать каких-либо

сомнений;

- переход рассуждений от общего положения к частному

должен сопровождаться не любыми примерами, а наиболее убеди-

тельными и яркими, запоминающимися.

При смешанном индуктивно-дедуктивном доказательстве

следует учитывать все выше сформулированные рекомендации од-

новременно.

Очень часто ораторы допускают логические ошибки при оп-

ределении понятий.

Типичной ошибкой является перечисление 2-3 признаков

понятия, на основе которых и дается его определение. Сущест-

вует несколько способов определения понятий. Наиболее расп-

ространенным является определение, указывающее на принадлеж-

ность к общему (роду) или на выделение специфических (видо-

вых) различий, которые отличают данную вещь от всех других

вещей. Например, оратор в процессе обсуждения проблемы твор-

чества дает такое его определение: "Творчество - это такой

вид человеческой деятельности, результатом которых является

сознание новых, оригинальных духовных и материальных ценнос-

тей". Родовым понятием в данном случае будет "человеческая

деятельность", а ее видовые отличия - "создание новых, ори-

гинальных духовных и материальных ценностей".

В процессе логически правильных, доказательных рассуж-

дений, с неизбежностью достигается определенность, ясность,

непротиворечивость и обоснованность заключений и выводов.

Для того чтобы речь оратора была правильна и доказа-

тельна, ему необходимо знать и систематически опираться на

основные логические законы.

Закон достаточного основания Суть этого закона заключа-

ется в том, что всякая правильная

мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами,

утверждениями), истинность которых проверена практикой.

Вообще оратору всегда и во всем следует придерживаться

правила: практика - наивысший критерий истины!

Закон тождества Суть закона тождества заключается в

том, что каждая мысль в

процессе отдельно взятого рассуждения сохраняет одно и то же

определенное содержание, сколько бы раз она не повторя-

лась.Закон тождества следует особенно учитывать в условиях

спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко опре-

деленных понятий. Например, ведется обсуждение использования

понятия "творческая личность". При этом в дискуссию всякий

раз привносятся разные содержательные характеристики твор-

ческой личности. Один оратор акцентирует внимание на интуи-

ции, другой - на креативном мышлении, третий - на творческих

способностях . Ясно, что в процессе дискуссии, при исполь-

зовании понятия "творческая личность" следует оговорить, ка-

кое смысловое содержание привносится в данном случае. После

этого необходимо, чтобы объем содержания понятия "творческая

личность" не меняется.

Закон исключения третьего Этот закон формируется так: 2

противоречащие мысли об одном

и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и

том же отношении, не могут быть одновременно ни истинными,

ни ложными: одна из них истинна, а другая ложна, и третьего

не дано.

Суть этого закона будет понятна, если сказать, что

нельзя быть одновременно согласным с 2 противоположными ут-

верждениями.

В процессе логического обоснования, доказательного суж-

дения большую роль играет подбор фактов, примеров. Важ-

но,чтобы факты, примеры были достаточно типичны, убедитель-

ны, раскрывали явления системно и всесторонне. Например, в

публичной речи оратор использовал результаты последнего со-

циологического опроса общественного мнения о популярности

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Расцвет творчества художника
Семидесятые годы восемнадцатого столетия явились для Левицкого десятилетием наивысшего подъема творческих сил. Художественный метод портретиста развивался в русле просветительского классицизма: на первый план в понимании человека выступал ...

Технология изготовления матрешки
Шлифовка заготовки. Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку. Нанесение клея. Клей на матрешке наносится в виде узора. В будущем это послужит осн ...

«Семидесятники»: Василий Шукшин и его «Калина Красная»
Все чаще слышится с экрана звенящая нота, страстное "кредо" художников. В одинаковых обстоятельствах, в одних и тех же условиях жесточайшего испытания по-разному проявляют себя Сотников и Рыбак — персонажи фильма "Восхожден ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru