Реформы Этейллы

Материалы о культуре » Таро, как элемент человеческой культуры » Реформы Этейллы

Страница 1

Кто же такой Этейлла? Вот что пишет о нем Дмитрий Лесной в своей энциклопедии:

"Парижский гравер, легендарный толкователь системы гадания Таро. Автор книги: "Etteilla. Cours theoretique et pratique du livre de Thoth". Этейлла не настоящее имя автора, а псевдоним, представляющий собой анаграмму его имени - Альетте (Alliette)". - Больше о нем документально ничего не известно, предполагаемые даты жизни - около 1730-95, остальное - легенды.

На самом деле он сделал в жизни две или три вещи, очень важные для развития гадательных карт.

Во-первых, по всем данным, он был первым, кто открыл в Париже и вообще в Европе гадательный салон, то есть сознательно пренебрег неодобрительным отношением церкви к гаданию. Впрочем, церковь к тому времени уже убедилась, что запретить такой грех, как гадание на картах, у нее просто не хватит сил, значит, лучше взять его под свой контроль. А масоны, как известно, никогда не забывали расписываться в своей верности христианству.

Салон открылся году в 1760-м и был оформлен в лучших масонских традициях. Черная драпировка, шахматный пол, череп-кости. Сам Этейлла выходил в траурном одеянии, увешанный таинственными амулетами.

Не удивительно, что этот антураж пугал клиенток (к гадателям ходили и ходят главным образом дамы). Масонско-розенкрейцерская трактовка символов Таро тоже скорее запутывала, чем проясняла дело: "С утра были тучи, но они рассеются к вечеру. Нет счастья в горах, но есть счастье в долине".

А дамам хотелось узнать, кто станет новой фавориткой короля, посадят ли мужа за долги и повысятся ли к зиме цены на шелк.

И Этейлла совершил свой второй подвиг: он попытался приблизить Таро к запросам современников. Он сменил антураж салона на нейтральный, убрал, как мог, всю мистику из толкований и стал составлять свое Таро. Эта работа заняла у него по одним источникам двадцать, по другим тридцать лет. В 1783 году вышли его книга и карты: "Большая колода египетского Цыганского Таро Этейллы".

Названия Старших Арканов у Этейллы тоже значительно отличаются от традиционных, поэтому многие тарологи его не приняли, сочтя всю систему Этейллы "профанацией Таро и искажением его смысла".

И, наконец, именно Этейлле первому пришло в голову, что карта в прямом положении может предвещать благо, а в перевернутом - неприятности. Тем самым он заложил основу сегодняшнего профессионального толкования Арканов Таро в раскладе.

Кроме того, Этейлла разработал и свою систему раскладов, сейчас выглядящую несколько устаревшей и слишком сложной, но тем не менее вполне отвечавшую потребностям тогдашних дам.

Недаром его ученицей была знаменитая впоследствии гадалка Мария-Анна-Аделаида Ленорман, создавшая свою систему гадания, свободную от масонской символики (она просто вернулась к обычным игральным картам XVII века), однако ставшую одной из основ эзотеризма новейшего времени.

Так или иначе, в период Французской революции 1789-1793 годов страх перед будущим возбудил у людей интерес к предсказаниям, и салоны Этейллы и Ленорман процветали. Потом наступило время террора, и Этейлла то ли бежал за границу, то ли погиб, а девица Ленорман дождалась, пока Наполеон выслал ее из Франции за вольнодумство (1808) и, забыв об эзотерике, начала за границей сочинять пасквили на его правящий режим.

Колода Этейллы стала хронологически вторым образцовым типом гадательной колоды, которую стали тиражировать и тиражируют до сих пор в двух вариантах, "большом" и "малом". Однако в силу своей специфичности (эпоха, масонская символика) и сложности (многоступенчатые расклады) сегодня она популярностью не пользуется.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Среднеитальянская скульптура XVI столетия
Развитие скульптуры XVI века из форм XV столетия совершалось в том же направлении, как и в остальных искусствах. Новое направление у скульпторов, однако, не говоря о единственном, превосходящем всех, Микеланджело, не было так ясно, как у ...

Эволюция итальянской архитектуры в 15 в
Эволюция итальянской архитектуры в 15 в. нередко протекала в сложных и противоречивых формах. Часто давала себя знать незрелость и непоследовательность в применении классической ордерной системы, в смешении античных и средневековых форм. ...

Чтимые чудотворные списки с иконы
Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа. Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воро ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru