Таро: гадание или философия?
Видимо, именно в это время (90-е годы XIX века) оформилось и разделение Таро на две ветви, мистическую и практическую. Мистики искали в Таро сокровенный смысл (и находили, а точнее, вкладывали его туда сами), а практики пользовались Таро и совершенствовали его как достаточно простую и надежную систему гадания, позволявшую находить ответы на любые житейские вопросы.
Ясно, что для этого нужна была и достаточно простая колода. И вот в 1910 году доктор Артур-Эдвард Уэйт (1857-1942) с помощью художницы Памелы Колмен Смит (1878-1951) издает в лондонском издательстве Уильяма Райдера новую колоду, в которой наконец появились рисунки не только на Старших Арканах и картинках, но и на каждой из числовых карт Младших Арканов.
Уэйт освободил Старшие Арканы Таро от опять успевших накопиться излишеств, то есть завитушек викторианской эпохи и символики "вторичных орденов". Вот что пишут об этой колоде братья Доктерс-ван-Леувен:
"В последующие десятилетия Таро Уэйта (известное также как Райдер-Таро) приобрело необычайную популярность. Как пишет американский таролог и издатель Стюарт Р. Каплан в своей "Энциклопедии Таро", в которой приводятся десятки версий карт, появившихся после публикации этой колоды, "Таро Уэйта стало не только наиболее популярной, но и стандартной колодой современного Таро". П.Д. Успенский в своей книге "Новая модель Вселенной" описывает Старшие Арканы Таро именно по этой колоде .
Уэйт совершил очень важное дело. В своих картах он выделил архетипы Таро в их самом чистом, исходном виде и освободил их от каббалистических корреляций, сделав эти архетипы более доступными для человека ХХ века". Недаром колода Райдера-Уэйта уже почти век издается миллионными тиражами и остается самой популярной у практикующих гадателей и гадалок всего мира.
Колода Райдера-Уэйта, выполненная художницей Памелой Смит, стала хронологически третьим типом карт Таро. ХХ век, давший новое понимание искусства (интуитивный подход и активное соучастие зрителя-слушателя в восприятии художественного произведения), дал и новое понимание гадательного Таро как способа проникновения в подсознание спрашивающего путем чисто интуитивного толкования ассоциаций, возникающих при созерцании вытянутых им карт. Можно сказать, что все наиболее популярные колоды, используемые сегодня гадателями-индивидуалами и владельцами салонов, восходят к этому типу, вполне заслужившему имя "общего" или "современного классического" Таро.
Как ни странно, колода Уэйта, и как тип, и как таковая, послужила к новому объединению мистики и практики Таро или, выражаясь современным языком, к синтезу онтопсихологического и социопсихологического подхода к этому комплексу архетипов коллективного бессознательного.
Создав свою гадательную колоду, доктор Уэйт не отказался от мистического толкования Арканов как тайной мудрости древних. Этой теме он посвятил ряд трудов, имеющихся теперь и на русском языке ("Иллюстрированный ключ к Таро").
Труды Уэйта так же, как и его карты, составляют сегодня "школу" таролога-профессионала. Те рассуждения, которые он приводит в своих книгах, важны для нахождения "ключей" к Таро и для осознания человеком себя как владельца и пользователя знаний, накопленных поколениями эзотериков до него.
Однако опыт дальнейших исследований, опубликованных как его последователями, так и противниками, доказывает, что Уэйт в своих толкованиях тоже пропустил ряд досадных ошибок, чего-то из наследия предшественников не понял, а что-то вообще поменял "по собственному хотению".
Статьи по теме:
Немецкое ваяние XVI столетия
После великих немецких скульпторов переходного времени от XV столетия к XVI, Фейте Штосе, Адаме Крафте, Питере Фишере и Тильмане Рименшнейдере, давших вечное выражение своему самостоятельному чувству природы и стилю в замечательных произв ...
Чтимые чудотворные списки с иконы
Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воро ...
Особенности древнеримских ордерных композиций
Этап развития ордерных систем в Древнем Риме, использовавшего богатое наследие Древней Греции. Это развитие заключалось не в дальнейшем совершенствовании архитектонической сущности стоечно-балочной конструкции, а в использовании ее как де ...