Постоянное обновление понятия "парк" стало очевидной реальностью для многих стран Европы. Привлекая немалый творческий потенциал архитекторов и дизайнеров, парковое строительство стремительно эволюционирует и приносит всё более интересные концепции организации среды для отдыха в природном окружении. Возможно, именно благодаря реализации многочисленных масштабных проектов новых парков, в Европе ландшафтный дизайн получил достаточно мощный импульс для своего развития и радикального пересмотра самого "языка" формообразования. Произошли значительные изменения в традиционных подходах к созданию композиций парковых пространств. Но при этом неизменным остаётся стремление постоянно расширять набор средств, помогающих добиться образной выразительности. Идет поиск оригинальных идей, которые обеспечивают максимальный эстетический эффект и одновременно сохраняют функциональный смысл паркового пространства.
Во Франции нетрадиционный подход к использованию природных материалов в построении парковых композиций имеет глубокие исторические корни. Во многих французских садово-парковых композициях привычные природные элементы издавна использовались весьма оригинально и выступали в новом, повышающем эмоциональное воздействие качестве. Яркий пример - один из наиболее известных парков при замках в долине Луары - парк в Вилландри (XVI век) (рис. 6). Сад овощных культур и аптекарский сад в парке Вилландри (рис. 7) позволили совершенно по новому взглянуть на эстетические возможности тех материалов, которые долго оставались "в тени" при создании ландшафтных композиций из растительных форм.
И сегодня наиболее динамично подходы к ландшафтной организации современных парков обновляются в Париже, справедливо называемом "лабораторией парков XXI века". В этом городе были проведены крупные международные конкурсы, посвященные проектированию парковых объектов. Такая практика позволила получить на рубеже нового тысячелетия концентрированное выражение наиболее авангардных идей в области ландшафтного дизайна.
На этом фоне, наверное, одним из наиболее заметных упущений в практике современного паркостроения в Санкт-Петербурге остаётся отсутствие каких-либо попыток нетрадиционно интерпретировать пластические возможности природных материалов. Парки последних десятилетий в городе на Неве, такие как Южно-Приморский, парк Городов-героев, Парк 300-летия Санкт-Петербурга по своему замыслу свидетельствуют о "кризисе жанра". А точнее - об отсутствии зримых намерений отойти в сторону от ранее известных подходов к организации паркового ландшафта и найти обновлённую трактовку компонентов природы. Здесь господствует стереотипное представление о парке как сочетании открытых и закрытых пространств. В большинстве из перечисленных парков воспроизводится стандартный набор из аллей, площадей, бассейнов, редко способствующих созданию запоминаемого образа среды. При всей необходимости формирования удобных, функционально и технически грамотно обустроенных фрагментов парковой среды, именно отсутствие эмоциональной составляющей в композиции парков заставляет задуматься о путях выхода из этой рационально-бездушной "зелёной архитектуры".
В результате сопоставления отечественной и зарубежной практики нельзя не заметить, что сегодня парк стал гораздо более сложным явлением, представляя одновременно:
а) объект реальной городской среды, ориентированный на реальный социальный заказ;
б) объект искусства, наделенный потенциалом для воплощения иных эстетических идеалов;
в) пространство, в котором происходит динамичный процесс постоянного обновления и расширения выполняемых функций;
г) объект технологии, где реализуются новейшие достижения в различных областях науки и техники;
д) часть экосистемы города, обладающая очевидной ролью в обеспечении экологической устойчивости среды;
е) объект для реализации новых экономических подходов, постоянно развивающийся за счёт вовлечения средств частных инвесторов;
ж) градостроительный объект, стимулирующий новые правовые подходы к решению вопросов землепользования.
На рубеже тысячелетий сложилась ситуация, в которой накопленные ценности садово-паркового искусства требуют не только осмысления, но и творческого развития. Предпринимаемые у нас попытки "пересказать" достижения предшествующих столетий через слегка подновлённую форму элементов парковых композиций выглядят малоубедительно, фальшиво, выдавая явно ретроспективную природу таких "нововведений".
Статьи по теме:
Структура общества Токугава
Военизированная структура общества Токугава: сёгун Резиденцией своего центрального правительства Иэясу сделал Эдо, бывшую маленькую деревушку. В 1456 году Ота Докан (1432-1486 гг.), сын правителя провинции Тамба, превратил её в процветающ ...
История образа
Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», была привезена в Москву казаками при царе Михаиле Федоровиче, в 1640 году, и помещена в церкви Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Более ста лет образ находился в забвении на ко ...
Культурология - история термина, генезис науки в России
Культурология, наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостностом феномене. О предмете и месте К. в системе научного знания не сложилось единого мнения. В Оксфордском словаре указывае ...