Как и в старину, жизненное пространство наших современников, в т.ч. горожан, "заселяется" разного рода демонологическими существами, которые вторгаются в их повседневную жизнь, нарушая ее привычное течение. Они находятся как бы рядом с человеком, иногда вредят, порой помогают, то и просто пугают. То, что они называются полтергейстом, карлсонами, инопланетянами, а иногда предстают вещами-демонами (Черная рука, Черные занавески, телевизор и пр.) не меняет сути дела. Это по существу живая традиция, современная демонология, функционирующая в быту разных социальных слоев (групп, общностей) России конца ХХ в., принятая ими, вошедшая в повседневность, ставшая фактом обыденного сознания. Ремонт обогрева сидении Автоателье Швейный Цех Спб.
Вполне традиционно сегодня и рассказывание анекдотов, баек, слухов, произнесение тостов, использование арготизмов. В анекдотах, т.е. занимательных, с неожиданными сюжетными поворотами коротких текстах также нетрудно обнаружить сюжетные схемы, своего рода "общие места". Не случайно Б. Н.Путилов высказал мнение о том, что многие анекдоты, рождающиеся в наши дни, продолжают линию, идущую от знаменитых баек про пошехонцев. При этом нередко происходит вполне традиционная инверсия ("перевертывание") свойств действующих лиц (литературных, телегероев и др.), когда положительные персонажи утрачивают свои исконные качества, превращаясь в собственных антиподов. Так, наивный и добрый телеперсонаж Чебурашка в анекдотах становится равнодушным и агрессивным. Сохраняется традиция пародирования действующих лиц (реальных и вымышленных), их оглупление, гипертрофирование комичности ситуаций. Достаточно напомнить анекдоты о Василии Ивановиче, Штирлице и др.
Наличие в реальной жизни различных типов субъектов (носителей) культуры, т.ч. бытовой обусловило неоднородность современного культурного пространства. Эти субъекты различаются по многим признакам: половозрастным, социально-образовательным, социально-статусным и пр. В разных социальных образованиях формируются различия в образе жизни, привычках, представлениях, т. е. складываются свои субкультуры. Особенно это заметно в относительно замкнутых социальных группах. Таковыми могут быть по тем или иным причинам оказавшиеся в относительной изоляции армейские подразделения, особенно отряды пограничников, группы геологов, альпинистов, археологические и пр. экспедиции, а также сообщества, сознательно стремящиеся к замкнутости. К этим последним относятся, как правило, такие субкультурные образования, как некоторые подростковые группы вроде объединения болельщиков "Спартака", маргинальные группы, в которые попадают люди, как бы выпавшие из социально-статусной структуры общества (бомжи, беспризорники, наркоманы и др. ранее - хипповские и постхипповские образования. В них складываются свои правила поведения, взаимоотношений с себе подобными и "чужими", свой образ жизни, свои культурные тексты, свои творческие направления, свое речетворчество.
Однако закрытость тех или иных социальных групп, сообществ относительна, а их границы проницаемы, что позволяет устным текстам циркулировать в разных средах благодаря "утечке информации".
Таким образом, традиционная народная культура прошлого и современные ее формы занимают свою социальную нишу, заполняя наиболее близкое и привычное для человека культурное пространство. Это обусловлено тем, что культурные тексты выполняют жизненно важные функции для сообщества, личности, культуры. Являясь органичной частью повседневной жизни человека, тексты могут способствовать формированию групповой солидарности, доверительному непосредственному общению коммуникации), получению информации, знаний, регулированию и нормированию поведения, осознанию принадлежности к своей социокультурной среде, идентификации с ней, вхождению в эту среду, в культуру, а также созданию условий для творческой самореализации, самоутверждения человека и т.д. При этом культурные тексты, как правило, выполняют не одну, а несколько функций (комплекс функций). Например, песни, традиционные и современные, могут способствовать сплочению поющих, обретению ими эмоционального контакта, единения в данной конкретной ситуации, а также творческой самоактуализации, осознанию своей причастности к тому или иному сообществу, среде. Причем, в том или ином комплексе функций может выделяться функциональная доминанта. Так, распространение информации, часто неформальной, явно доминирует в таком феномене, как слухи, толки, предания. Страшные рассказы могут способствовать формированию нравственных ценностей. В то же время одна и та же функция может реализоваться в бытовых текстах разной жанрово-видовой принадлежности. Например, вхождение в культуру, усвоение каких-либо ценностных ориентиров может осуществляться под воздействием различных текстов: песен, преданий, сказок, обрядово-ритуальных действ, анекдотов и пр., где утверждаются, получают положительную оценку одни образцы, эталоны, отвергаются, осмеиваются другие.
Статьи по теме:
Сильвестр Щедрин
Наконец, романтизм находит свое выражение и в пейзаже. Сильвестр Щедрин (1791–1830) начал творческий путь учеником своего дяди Семена Щедрина с классицистических композиций: четкое деление на три плана (третий план –всегда архитектура), п ...
Сюрреализм - пример «абсолютного бунта»
Во Франции его воспринимали иначе. Во Франции он не был новинкой. Во Франции он был промерен меркой Сопротивления, меркой тех бед, которые обрушились на Францию, меркой Освенцима и Бухенвальда. Понятна поэтому та резкость и непримиримость ...
Культура периода архаики
Период архаики охватывает VIII—VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после ...