В китайской традиции существует два основных направления боевых искусств - внутреннее и внешнее. Хотя такое деление в определенной степени условно, тем не менее, оно описывает очень важный критерий принадлежности какой-либо школы к одному из этих направлений. Основным критерием при этом является ориентация усилий по изменению среды осознанных ощущений. Если усилия по изменению себя, в связи с целью достижения совершенства в техниках боя, направлены на внешнюю оболочку и достижение адекватной реакций тела в условиях боя с внешним противником, то такая школа относится к внешним стилям. Если занимаются культивированием внутренних качеств, которые должны обеспечить правильное понимание среды боя и привести к адекватному поведению в условиях конфликта с внешней реальностью (что не обязательно выражается в физическом контакте между противниками), то данная школа может быть отнесена к внутренним стилям.
Проще выражаясь, если в процессе занятий ты упражняешь в первую очередь мышцы, добиваясь все большей силы и скорости движений, и связываешь легкость перемещения тела в пространстве с тренированностью плоти, то такое направление является внешним. Цель подобных тренировок состоит в достижении способности справиться с любым физическим противником с помощью физических средств. Во внутренних школах наибольшей ценностью является дыхание-ци, которое является внутренней движущей силой всех перемещений сознания, а внешнее перемещение физического тела рассматривается лишь как следствие движения дыхания-ци.
Конечно, нельзя со стопроцентной категоричностью сказать, что какая-либо школа является чисто внутренней или полностью внешней. Но традиционно выделяются несколько течений, которые считаются внутренними. К ним относятся, в первую очередь, син-и-цюань, ба гуа чжан и тай-цзи цюань. Внешних школ существует великое множество. Среди них есть много очень интересных направлений, несущих в себе ядро внутренних течений, но сейчас мы более подробно рассмотрим назначение и принципы внутренних школ. Имея несомненную прикладную направленность боевых искусств, как технологии рукопашного боя, они являются очень продуктивными моделями для построения систем целостного образа жизни, используя при этом мотивационную энергию соперничества.
То есть изначально предполагается, что между людьми возникают конфликты, которые требуют разрешения тем или иным способм. В некоторых ситуациях это приводит к необходимости применения силы, как физической, так и моральной, чтобы справиться с аномальной ситуацией и направить человека к пути совершенствования. В этом случае бытовое определение драки выводится на уровень боя, а бой представляется определенной концепцией, которая описывает не только локальный аспект отношений, в котором индивиды пытаются достучаться до взаимопонимания с помощью прикосновений разными частями тела друг к другу. Ведь, в принципе, бой - это стремление доказать превосходство духовной силы, то есть качества сознания над физической тренированностью. Даже если последняя ставится во главу угла, она все равно остается лишь средством доказательства превосходства качества духа над силой плоти.
В конструкции внутренних школ жизнь изначально рассматривается как бой, как противоборство двух основных сил, которые можно определить, как внимание и восприятие. В пространстве сознания эти две части представляют собой процесс собирания и рассеивания изначальной силы, которая определяется при этом как вселенское дыхание времени. Внешние взаимодействия являются в этом случае лишь отражением внутренних процессов.
Потому боевое искусство является метафорой, с помощью которой происходит перенос идей, передача смыслов и знаний от одного индивида другому. Многих последователей не только восточных, но и в целом боевых искусств, в первую очередь движет подобная мотивация, то есть стремление к достижению высшего понимания устройства всех процессов, в истоке имеющих изначальное противоборство двух сил. Изучение свойств и качеств этих двух сил через тело, дыхание и дух составляет сущность всех упражнений, которые включены в системы тренировок внутренних школ.
Человек, занимающийся внутренними стилями, имеет в качестве объекта, к достижению тождества с которым он стремится, образ мастера боевых искусств, носителя идеальных свойств, качеств, действий и состояний. Постепенными тренировками он преобразует структуру своего пространства сознания таким образом, что, отказавшись от обыденной идентичности нормального "эго", он приходит к надличностному уровню мастера. В принципе, ощущение идеальной сущности присутствует в каждом, а с помощью системы метафор происходит постепенный перенос, или, точнее, проявление свойств, присущих этому идеалу.
Статьи по теме:
Лондонская национальная галерея сегодня
В настоящее время богатейшую коллекцию Национальной галереи можно считать сформированной. Она хранит картины преимущественно старых мастеров. В её залах собрано более двух тысяч первоклассных полотен крупнейших художников западноевропейск ...
Пополнение коллекции галереи в первые годы её существования
Покупка коллекции Ангерстейна явилась как бы сигналом для других любителей искусства к пополнению новой галереи. Прежде всего в нее влилась коллекция сэра Джорджа Бомонта, принимавшего активное участие в организации галереи. Друг и покров ...
Святилища
Для отправления обрядов использовались, как правило, особые места - святилища, в которых, по поверьям, временно или постоянно обитали божества и духи.
В каждом доме были священные места для отправления домашних обрядов. Кроме того, славя ...