С точки зрения греков не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов. Связующим звеном между ними выступали герои. Такие из них, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были близки к человеку, испытывали человеческие страсти и могли страдать подобно людям.
С легендами о богах связано рождение оригинального жанра литературы - мифов - своеобразного сказания о жизни и подвигах богов и людей. Особенно популярны были мифы о двенадцати подвигах Геракла, об аргонавтах и о Тесее. Главная тематика мифов - это физическое и нравственное совершенство.
Архаическая эпоха - время становления архитектуры. Главное место в ней занимало строительство общественных, в первую очередь культовых зданий. Жилища были просты, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы, которые считались местом обитания богов. Характерной чертой греческой архитектуры становится применение ордеров - особой системы построения, когда на основание ставился ряд вертикальных колонн, поддерживающих несомые части. Три вида древнегреческих колонн: дорические, ионические и коринфские до сих пор используются в строительстве.
Храм способствовал развитию различных видов искусства. Существовал обычай приношения даров в храм. Значительную часть этих даров составляли произведения искусства и территории храма становились чем-то вроде музея. Важную роль играли всегреческие храмы, прежде всего храм Аполлона в Дельфах.
В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура - ранее неизвестная Греции. До этого скульптуры вырезали из дерева и покрывали листами бронзы. Усовершенствования в технике обработки камня привели к возникновению каменной скульптуры, а в технике обработке металла - к отливке скульптуры из бронзы. В VII-VI вв. до н. э. в скульптуре господствуют два типа: задрапированная женская фигура и обнаженная мужская. В связи с обычаем ставить надгробные памятники появляется рельеф - изображение на плоскости из камня. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались.
Греческая живопись этого периода представляется таким видом как роспись ваз. К концу архаики в вазописи господствует чернофигурный стиль: закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Росписи представляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты. Реже встречаются сюжеты из повседневной жизни. Вазам, изготовленным в различных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль достиг особого расцвета в Афинах.
Величайшим достижением греческой архаики стало создание алфавитного письма. На основе финикийской слоговой системы греки создали простой способ фиксации информации. Учиться писать и читать стало проще и быстрее. Произошла «демократизация» системы обучения, позволившая сделать всех свободных граждан Греции грамотными. Это способствовало повышению духовного потенциала общества.
В начале архаической эпохи господствующим жанром литературы был эпос - описание прошлого. Фиксация, запись поэм Гомера, произведенная в Афинах в середине VI в. до н. э., ознаменовала конец «эпического» периода в греческой литературе. Развиваются лирические жанры, отражающие переживания человека. До нас дошли элегии Тиртея, восхвалявшие воинские доблести, стихи Феогнида, Архилоха и других. В центре творчества поэтессы Сапфо стояла женщина, страдающая от любви и ревности, нежно любящая мать.
Статьи по теме:
Как строились пирамиды
Богатый древнеегипетский фараон Джосер, живший более 4, 5 тысяч лет назад до нашей эры, настолько верил в загробную жизнь, что захотел унести с собой большую часть своего состояния. Кроме того он хотел, чтобы в его усыпальнице были захоро ...
Представление о красоте у древних греков
Красота и прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.
Мера по ...
Чудотворные списки с иконы
Существует огромное количество списков с утраченной ныне чудотворной иконы Смоленской Одигитрии. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков одних только чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы, а посвященные Смоленскому ...