Критика немецкими гуманистами католической церкви подготавливала почву для широкого распространения в Германии идей Реформации способствовавшей подъему немецкой национальной культуры в XVI в.
Гуманизм пробивал себе путь и в изобразительном искусстве. Знаменитый немецкий живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.) написал ряд замечательных картин на религиозную и светскую тематику. Его портреты и пейзажи характеризуются большой выразительностью и жизненной правдивостью. Еще большую известность он получил своими гравюрами на дереве и меди.
Художник Ганс Гольбейн Младший (1497-1553 гг.) сделал иллюстрации к «Похвальному слову глупости» и создал галерею портретов своих современников (Эразма Роттердамского, Томаса Мора). Его многочисленные картины на религиозные сюжеты поражают высоким художественным мастерством и реализмом.
Французский король Франциск I (1494-1547 гг.) поощрял развитие науки и искусства. Он окружал себя гуманистами, учеными, художниками, собирал рукописи, редкие книги, произведения искусства. При нем центром гуманистической науки стал светский университет, получивший название Коллеж де Франс, который возглавил выдающийся ученый Гийом Бюде
- филолог, знаток древнегреческого языка.
Крупнейший поэт Франции этого времени Клеман Маро, служивший сестре короля Маргарите Наваррской. В его творчестве значительное место занимали баллады и песни, что свидетельствует о близости к народному творчеству.
Писателем яркого сатирического дарования был Бонавантюр Деперье.
В его произведениях «Кимвал мира» высмеивается как католическое, так и протестантское духовенство. Им был написан сборник рассказов «Новые забавы и веселые приключения», который был пронизан свободомыслием и народным юмором.
Самым выдающимся представителем французского гуманизма XVI в. был Франсуа Рабле (1494-1553 гг.). Его наиболее известным произведением является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Форма романа сказочная, опирающаяся на старинные французские сказки о королях-великанах. Это сатира на феодальное общество, схоластическую науку и духовенство.
В конце 40-х гг. XVI в. во Франции возникло литературное направление, известное под названием «Плеяды». Это был кружок, объединявший представителей дворянской интеллигенции, патриотически сочувствующей национальному объединению Франции. Во главе кружка стояли поэты Пьер Ронсар (1524-1585 гг.) и Жоакен дю Белле (1522-1560 гг.). «Плеяды», подражая античности, стремились прославить и увековечить силой поэзии подвиги исторических деятелей Франции, творения мыслителей и поэтов, красоту родной природы.
Французское изобразительное искусство в XVI в. характеризуется большими успехами в области портрета. Известны портреты художника Франсуа Клуэ, который стремился передать тонкую психологическую характеристику.
На развитие культуры Испании огромное отрицательное влияние оказало всевластие инквизиции. И все же ей не удалось подавить духовную жизнь общества. В середине XVI в. зародился весьма своеобразный жанр литературы - «плутовской роман». главным героем которого является пройдоха, любыми путями стремящийся добиться удачи в суровом мире, изображенном критически и подчас гротескно.
Величайшим писателем этой эпохи является Мигель Сервантес де Сааведра (1547-1616 гг.). Произведение, обессмертившее его имя, - «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». Задуманный как пародия на популярные в это время рыцарские романы, «Дон Кихот» быстро перерос первоначальный замысел. Его главный герой - трагикомическая фигура, выступающая в качестве поборника справедливости и защитника обездоленных. В романе постепенно усиливается гуманистическое начало. «Кровь наследуется, - говорит Дон Кихот, - добродетель приобретается, и стоит она гораздо больше, чем кровь».
Особое развитие получила в Испании драма. Основателем национальной драмы был Лопе Фелис де Вега Карпьо (1562-1635 гг.). Им написано около 1800 комедий, из которых сохранилось 426. Он отвергнув классические правила античной драматургии. Лопе де Вега сделал их форму гибкой, пригодной для многообразных сюжетов. Герои комедий «Собака на сене» «Учитель танцев» и др. активно отстаивают свое право на счастье.
Конец XVI в. ознаменован в испанской культуре началом расцвета живописи. Особое место в живописи занимает Эль Греко
(Доменико Теотокопули) (1541-1614 гг.). Его картины отличаются предельной выразительностью. Это достигается своеобразным приемом: фигуры сознательно деформированы, вытянуты в длину, овальные контуры лиц и жесты стилизованы. Его реальность преображена.
На творчество английский писателей эпохи Возрождения несомненное влияние оказал итальянский гуманизм. Сосредоточием новых гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет. Самым известным из них стал Джон Колет (1467-1519 гг.) был горячим защитником гуманистической системы воспитания, высказывался против телесных наказаний и схоластических методов обучения. В созданной им школе с гуманистической программой воспитания молодежь овладевала латинским и греческим языками, приобщалась не только к христианской литературе, но также и к произведениям античных классиков.
Статьи по теме:
Культура эллады в x-xii вв. до н. э
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур со временем приобретая новые черты и стала колыбелью европейской культуры. В Грецию ахейцы прибыл ...
Динамика стиля в XX веке
Начало XX века характеризовалось стремлением нового поколения к примату эстетики. Полагали, что эстетизированные формы жизни создают новый строй жизни, а сама жизнь приобретает новые формы благодаря эстетике. Этот образ мысли был равно пр ...
Понятие и история первобытного и традиционного искусства
Область распространения первобытного и традиционного (называемого еще примитивным) искусства территориально охватывает все континенты, хронологически – весь период существования человека как вида.
История первобытного искусства включает ...