Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой китайцев.
Вместе с буддизмом в Китай пришло не только строительство многоэтажных пагод и скальных храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Она характерна для индо-буддийской скульптуры, с характерными для буддийских святых канонами изображений, поз и жестов. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых, так или иначе, восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно. Но искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма.
Основные памятники, дошедшие до наших дней по которым можно судить о зарождении и развитии скульптуры: ритуальная утварь, бронзовые сосуды, бронзовые секиры и колокола, нефритовые диски и песты, вотивная скульптура — эпохи Инь; бронзовые зеркала и светильники, сосуды-документы, погребальная скульптура — эпохи Чжоу; погребальная скульптура период империи Цинь и Хань и "Подземная армия" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая.
Древнейшая цивилизация Шан (Инь) существовала во второй половине II тысячелетия до н.э. в Китае на обширной территории - от Ганьсу до Шаньдуна и от Хэбэя до Хунани и Цзянси. Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. При недавних раскопках обнесенного мощной стеной поселения с дворцовым комплексом в Паньлуичэне под Хуанпи была обнаружена уникальная пластика - заупокойные нефритовые фигурки. Они изображает людей разного общественного положения и этнической принадлежности.
В скульптурных археологических находках отражаются религиозные верования шанцев: тотемизм, культ предков, представление о верховном божестве (Шанди). Предметы материальной культуры носят отпечаток ритуальной функции, например, ритуальные бронзовые сосуды. Шанское общество жило в условиях развивающегося бронзового века. Техника бронзового литья шанцев позволяла изготавливать из бронзы различную ритуальная утварь. Среди находок выделяется котел Сымуудин, достигающий веса 875 кг. На шанской бронзе - ритуальных сосудах и оружии преобладают анималистические орнаментальные мотивы и сюжетные композиции. Древнекитайские бронзовые сосуды представляли собой как бы модель космоса: об это свидетельствует символика основных форм, горизонтальная и вертикальная структура сосудов. Найдены в захоронениях и другая ритуальная утварь: диски "би" и песты "гуй". Орнаментальные мотивы эпохи Шан — это магический орнамент лэйвэнь ("узор грома"). Сосуды с масками "тао-те" представляют собой бронзовые сосуды на четырех ножках, украшенные с четырех сторон (человеческими) личинами. Например, знаменитый сосуд "Тигр, пожирающий человека" как формально-смысловая модель древнекитайского ритуала. Среди этих предметов присутствуют и образцы древней скульптуры из камня (яшма, нефрит, мрамор).
Ранняя история чжоусцев, по традиции, связана с землями в бассейне р. Вэйхэ (приток Хуанхэ). Период с 1122 по 770 г. до н.э. китайская историческая традиция относит ко времени древнекитайского государства Западное Чжоу. Эпоха Чжоу характеризуется чжоуской бронзой. Если в эпоху Шан-Инь бронза использовалась мало, то начиная с эпохи Западного Чжоу, бронза начинает применяться все шире. Даже сделки с рабами, как и с другим имуществом, оформлялись отливкой соответствующего документа на ритуальном бронзовом сосуде; это придавало юридическому акту одновременно и сакральный смысл. Надписи на бронзе являются и эпиграфическими памятниками эпохи Западного Чжоу.
Статьи по теме:
Краткая биография
– Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года в Лондоне.
– Его отец работал бакалейщиком. Хичкок на протяжении всей жизни боялся полицейских и ни разу не сел за руль автомобиля из-за того, что в детстве за небольшой проступок по совету о ...
История образа
Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», была привезена в Москву казаками при царе Михаиле Федоровиче, в 1640 году, и помещена в церкви Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Более ста лет образ находился в забвении на ко ...
Особенности русской национальной кухни
За многовековую историю нашей страны русский народ изобрел огромное количество кулинарных рецептов. Долгие столетия русская кулинария находилась в незаслуженном пренебрежении: европейские гурманы считали ее варварской и грубой. Но, несмот ...