Экстернальная культура

Материалы о культуре » Молодежная субкультура » Экстернальная культура

Страница 2

щем ("контр-"), невидимом и скрытном (подземная), неоформ-

ленном.

Эта локализация - вне структур общества - вполне согла-

суется и с собственно Системном мировосприятием.

Процитируем ещё раз упоминавшегося уже Мадисона, раз уж он

сам взял на себя роль хипповского историографа и теорети-

ка: "Хиппизм,- заявляет он,- не аступает во взаимоотноше-

ния с конституцией, его неуправляемые владения начинаются

там, где нет и в помине границ государственных. Эти владе-

ния повсюду, где горит огонь творящей независимости". Все

без исключения пиплы настаивают на своей непринадлежности

к обществу или, иначе, независимости: это черта Системного

самосознания.

В.Тэрнер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к

"лиминальным сообществам", то есть возникающим и существу-

ющим в промежуточных областях социальных структур (от лат.

limen - порог). Здесь собираются "лиминальные" личности,

лица с неопределенным статусом, находяшиеся в процессе пе-

рехода или выпавшие из общества.

Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два

направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном,

"подвешенном" состоянии человек оказывается в период пере-

хода с позиции одной на позицию другой социальной структу-

ры.Потом он, как правило, находит своё постоянное место,

обретает постоянный статус, входит в социум - и покидает

сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе

концепций В.Тэрнера, Т.Парсонса, Л.Фойера. По Парсонсу,

например, причина протеста молодежи и её противостояния

миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социвль-

ной структуре. А они некоторое время ещё остаются заняты.

Но дело кончается встраиванием нового поколения в ту же

структуру и, следовательно, её воспроизводством.

Второе направление объясняет появление выпавших людей

сдвигами в самом обществе. У М.Мид это выглядит так: моло-

дежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому её

готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится.

Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной

структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет.

Новое поколение ступает в пустоту. Не они выподят из соци-

альной структуры(как у Парсонса или Тэрнера), а сама

структура ускользает из-под их ног. Здесь и начинается

бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя

мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в

лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в

прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной

сфере - смена культурной прадигмы: ценности контркультуры

"всплывают" и ложатся в основу организации "большого" об-

щества. А прежние ценности опускаются а подземный мир

контркультур.

На самом деле эти два направления не отвергают друг дру-

га, а дополняют. Речь идет о просто разных периодах в жиз-

ни обшества, или его разных состояниях. В стабильные

периоды и в традиционных обществах(изучавшихся Тэрнером)

выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент,

но временно, находится в процессе перехода. В конце концов

они входят в общество, там устраиваются, обретают статус.

В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

П. П. Свиньин и его Русский музеум
В первой половине ХIХ века Санкт-Петербург по праву считался столицей русской художественной жизни. Однако, обладая собраниями Эрмитажа, Академии художеств, а также частными коллекциями, хранящимися во дворцах старой родовой знати, он все ...

Французское зодчество XVIII столетия
Жуируя и кокетничая, покоряясь женщинам и падкое до женщин, стремясь к прелести, веселью и удобствам, выступило XVIII столетие на мировую арену. Во всех областях искусства и жизни оно было вначале веком дальнейшего развития и замирания ре ...

Вавилонская башня
«В нашей жизни возможны только две трагедии. Одна – это когда не получаешь того, что хочешь, другая – когда получаешь. Вторая хуже, это поистине трагедия». Оскар Уайльд Библия говорит о «земле Сен-наарской» как о месте, где зародилась ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru