значительные прослойки, иногда это задевает чуть ли не
каждого. Не все они уходят в хиппи, но многие проходят че-
рез контркультурное состояние (и попадают в зону действий
контркультуры).
Баланс двух подсистем общества. Контркультура не-
мыслима и не существует без официального общества - они
взаимодополнительны и связаны. Это оно целое.
Для такого рода выпавших культур можно предложить термин
"экстернальные", от лат. externus - чужой. Сообщества типа
Системы действительно отчуждены от общества - хотя и неот-
делимы от него.
Сфера экстернальной культуры вклячает, собственно, мно-
жество разных субкультур: например, криминальную, богему,
наркомафию, и т.д., - они экстернальны в той мере, в какой
их внутренние ценности противопоставлены так называемым
"общепринятым". Их объудиняет то, что они все - локальные
коммуникативные системы, расположеннве вне рамок основной
сети (той, что определяет государственное устройство). Эк-
стернальные культуры существовали и существуют в разных
обществах: ранние христиане были экстерналами в Римской
Империи, в средневековой Европе это многочисленные ереси,
в Европе - раскол.
Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и
символику. Если основная культура - это те нормы и симво-
лы, которые задают основной принцип упорядочения данного
общества, то в экстернальные стекается все, что осталось
вне основного мифа - самоописания общества. Ни одна систе-
ма не может охватить всего без остатка. Неизбежно что-то
из неё выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового,
информация, проникающая от чужих и не вписывающаяся в ос-
новной миф. Всё это оседает в сфере экстернальной культуры.
Неопределенность и самоорганизация. Итак, Система
- пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной
структуры. Эти люди не имеют определенного положения,
прочной позиции - их статус неопределён. Состояние неопре-
делённости играет особую роль в процессах самоорганизации.
Сфера неопределённости - те социальные пустоты, где мы мо-
жем наблюдать процессы зарождения структур, сообществ:
превращения бесструктурного состояния в структурное, т.е.
самоорганизации.
Множество людей, предоставленных самим себе, взаимодейс-
твуя, формируют схожие коммукативные структуры. Л.Самой-
лов, профессиональный археолог, волею судеб оказался в ис-
правительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде
заключенных складываются неофициальные сообщества со своей
иерархией и символикой. Самойлова поразило их сходство с
первобытными обществами, иногда вплоть до мелочей: "Я уви-
дел,- пишет он,- и опознал в лагерной жизни целый ряд эк-
зотических явлений, которые до того много лет изучал про-
фессионально по литературе,- явлений, характеризующих
первобытное общество!
Для первобытного общества характерны обряды инициаций -
посвящения подростков в ранг взрослых, обряды, состоящие
из жестоких испытаний.
У наших уголовников это "прописка". Для первобытного об-
щества характерны "табу" . Абсолютное соответствие этому
находим в лагерных нормах, определяющих, что "запод-
ло" ." Но главное сходство - стректурное: "На стадии раз-
ложения,- пишет Л.Самойлов,- многие первобытные общества
Статьи по теме:
Эллинистический период
Время эллинизма в его наиболее отчетливом выражении – III-I вв. До н.э. Главенствующая черта эллинизма в политическом плане: на смену малым государствам-полисам с республиканской формой правления приходят крупные монархии с их деспотическ ...
Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях
Дальнейшее развитие основных художественных групп хачкаров в эпоху позднего средневековья (XIV–XVII вв.). В XIV–XVII вв. – в период непрерывных вражеских нашествий на Армению, в эпоху экономического и политического упадка – хачкары продол ...
Литература Древней Греции
История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политических областях. Современной наукой выделяются четыре периода и ...