Поле символики. Существует ещё другой спосоь опреде-
ления (или представления) сообщества, кроме как через его
локализацию в социальной структуре: через символику.
Именно так обычно происходит на уровне обыденного созна-
ния или журналисткой практики: пытаясь выяснить, кто такие
хиппи (или панки и проч.), мы прежде всего описываем их
знаки. А.Петров в статье "Пришельцы" в "Учительской газе-
те" изображает тусовку волосатых: "Лохматые, в залатаной
и сильно потёртой одежде, иногда босые, с холщовыи торбами
и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными
лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохажи-
ваются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых
львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживлённо
беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покурива-
ют .". Автор передаёт как бы непосредственное впечатле-
ние, просто указывая на явление: "вот оно". Указание здесь
- способ введения понятия (вместо аналитического определе-
ния). Если присмотреться, то оказывается: это "непосредс-
твенное впечатление" на самом деле целенаправленно вычле-
няет из наблюдаемой реальности символику тусовочного
сообщества. Практически все, что упоминает А.Петров, слу-
жит у волосатых опознавательными знаками "своих". Здесь
символика внешности: лохматая прическа, потертая одежда,
самодельные сумки и т.п. Затем графическая символика: вы-
шитые цветы (след Цветочной революции, породившей первых
хиппи); антивоенные лозунги, типа: "Любите, а не воюйте",-
знак важнейшей ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.
Поведение, описанное в приведённом пассаже: неторопливые
прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная
непринуждённость,- тоже знак. Это все форма, а не содержа-
ние общения. То есть первыми в глаза бросаются знаки при-
надлежности к сообществу - и именно их описывают, желфя
это сообщество представить. И дейстаительно, наличие осо-
бой символики, расцениваемой как "своя", есть уже безус-
ловный знак существования коммуникативного поля, некоторо-
го социального образования. А.П.Коэн, например, вообще
определяет сообщество как поле символики: "Реальность со-
общества в восприятии людей,- пишет он,- заключается в их
принадлежности . к общему полю символов". И далее: "Восп-
риятие и понимание людьми их сообщества . сводится к ори-
ентации по отношению к его символизму.
Наличие своей символики создает возможность образования
общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации.
Символ - оболочка, в которую упаковывается "своя" информа-
ция; в таком виде она отличима от чужой. А следовательно,
возникает разница в плотности коммуникативных связей внут-
ри той сферы, где действует символ, и вне её. Это и есть
сгущение контактов, на базе которого формируются социаль-
ные структуры.
Насколько это справедливо для Системы? Сложилось ли на
базе её символики социальное образование? Как уже говори-
лось, Систему нельзя назвать в полном смысле группировкой:
в её недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают од-
Статьи по теме:
Искусство
Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина ("политического существа") находило свое отражение в художественной культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижения древних греков ...
Пит Мондриан
Пит Мондриан (наст. имя Питер Корнелис) - голландский художник. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи.
...
Архитектура
Наряду со скульптурой, высочайшего расцвета достигла античная архитектура, многие памятники которой, к счастью, дошли до наших дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляют своей красотой и величием даже сегодня.
Главенствующий пр ...