Кстати, мало кто назовет риторику, поскольку все (в том числе журналисты) по преимуществу толкуют это слово вульгарно, т.е. как ложное ораторство и празднословие (по Белинскому), но мало кто осознает риторику как науку о совершенной речи (нравственно убедительной, аргументированной, целесообразной и т.д.), как искусство эффективного воздействия словом. Именно так ее понимали Ломоносов, Кошанский (учитель Пушкина), так ее понимает современная университетская наука. Иначе говоря, риторикой как искусством слова все пользуются, но плохо представляют, как организована жизнь с помощью риторического убеждения. Вот тут-то неплохо бы позанять опыта у американцев и японцев, поскольку основу американской идеологии и культуры составляет именно риторика, а Япония процвела благодаря отлаженным словесным коммуникациям, построенным в японской теории языкового существования.
Столь же легкомысленно используется "красивое" слово словесность, обозначающее у нас по преимуществу изящную словесность, хотя словесность есть наука о Слове, о словесных науках (это понятие классическое, увы, слабо изучаемое даже в наших университетах), "совокупность всех словесных произведений" национальной речевой культуры.
Слово образование, конечно, происходит от слова образ, ибо оно формирует личность человека. А личность человека – "уникальный, неистребимый никакими страданиями образ Божий". Личность нельзя сформировать иначе, как через слово-логос, словесное общение, предполагающее определенный состав мыслей и их выражение в речи. Зададимся же вопросом: можно ли было делать перестройку, объявив, что "теперь никакой идеологии нет" (расхожий тезис наших телевизионщиков, означающий в реальности, что "нет никаких мыслей") и "все могут брать свободы столько, сколько хотят" (тезис Б.Н.Ельцина)? Таким образом, причина российских неудач последних десятилетий вовсе не в экономике, а в неверном обращении со словом (мыслью, речью, делом), неправильном назывании понятий, незнании культуры. Ибо экономика руководится Словом, и сама она есть следствие определенных речевых поступков и речевой организации дела.
Образование возможно только через образцы (классический педагогический тезис от античности до Ломоносова: "подражание авторам, в красноречии славным"). Какие образцы диктует современная массовая культура обществу и молодежи?
Если имя дано верно, то дело получится, если имя дано неверно, дело расстроится (основной тезис теории именования, зафиксированный одинаково у Платона и Конфуция). Называние предметов и явлений отражает состояние умов и качество поступков: если Адам "немую связь предметов и явлений одушевлял, даруя имена" (А.Тарковский), то сегодня слово образ заменяется словом имидж, слово любовь – словом секс, слово дело – словом бизнес, слово учение – словом тренинг, слово бандит – словом сепаратист (кстати, как только бандит перестал быть сепаратистом, а стал террористом, дела в Чечне пошли на лад), слово терпение – словом толерантность, предполагающим нередко терпимость к разного рода порокам и извращениям человеческой природы. Причина этих изменений в сдвиге понятийных смыслов в новом информационном обществе, где с развитием техники речи существенно изменились все речевые отношения. Эти отношения требуют ясного объяснения того, что есть культура.
Статьи по теме:
Понятия выставки, экспозиции и виртуальности
Уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках». Отметим, что в эти понятия различные авторы порой вкладывают самые различные смыслы. Эти тезисы носят нескол ...
Чудотворные списки с иконы
В 1648 году, в царствование Алексия Михайловича, при патриархе Никоне, в Москву впервые был привезен точный список с афонского чудотворного образа Иверской Божией Матери, написанный на кипарисовой доске, которую прежде облили водой, освящ ...
"Троица" Андрея Рублева
Молодость Рублева была ознаменована крупными событиями в жизни древней Руси, молодым человеком он, вероятно, слышал рассказы о победе, одержанной русскими над татарами, так называемые "Повести о Мамаевом побоище", в которых зв ...