В совершенстве владея европейскими языками, он был назначен переводчиком в морскую экспедицию адмирала Д.Н. Сенявина. На флагманском корабле “Ярослав” совершил переход из Балтики в Средиземное море, посетил порты Англии, Испании, Португалии, Италии, Северной Африки и Греции. Во время экспедиций он выполнил множество рисунков и акварелей с видами различных стран. Это был своеобразный дорожный дневник в рисунках, часть из которых сохранилась до сих пор. В этой экспедиции он стал свидетелем знаменитых морских сражений, подробное описание которых оставил. У мыса Афон эскадра Сенявина, состоящая из восьми судов, разбила турецкую эскадру Секир-Бея, состоящую из двадцати судов. Эта операция стала одной из славных страниц истории войны 1805–1807 годов, когда противниками России были Турция и Франция. Свиньин стал своеобразным историографом этих событий, оставив их подробное описание и сохранив в личном архиве копии многих официальных документов. Уже тогда просыпалась в нем страсть к собирательству и систематизации материала, которая позднее сказалась в коллекционировании экспонатов для первого Русского музеума. В 1810 году Павел Петрович получил новое назначение.
Он направился в далекую Америку на службу в дипломатическое консульство в Бостоне. Позднее занимал должность секретаря русского генерального консула Филадельфии. Много путешествуя по стране, изучая ее природу, обычаи, нравы, он делал множество зарисовок. Его небольшие дорожные альбомы, заполненные пейзажными и жанровыми набросками, до сих пор хранятся как в собраниях России (Санкт-Петербург, Кострома), так и в Америке. Памятным стал альбом с зарисовкой гробницы Вашингтона, видами Нью-Йорка, Ниагарского водопада, типами жителей Северной Америки и с портретом Ж.-В. Моро.
В бытность свою в Соединенных Штатах Свиньин познакомился, а позднее был приближен к выдающемуся французскому полководцу Ж.-В. Моро. Опальный наполеоновский генерал, изгнанный из Франции за резкое осуждение императора, нашел приют в далекой Америке. В 1813 году Моро должен был на корабле отправиться из Соединенных Штатов в Россию для того, чтобы на стороне русских принять участие в военных действиях против Наполеона. Сопровождать Моро было поручено Свиньину. Вместе прибыли они в расположение Главной квартиры союзных монархов, где Моро занял должность советника императоров антинаполеоновской коалиции. При подобных обстоятельствах Свиньин стал свидетелем знаменитых исторических событий, и, очевидно, увидел бы их еще больше, если бы в сражении при Дрездене Моро не получил смертельного ранения. После гибели своего патрона Павел Петрович покинул ставку и отправился путешествовать.
Впечатлениями от новых мест он делился с читающей публикой в России, посылая свои статьи в отечественные журналы. Так, увидев в Британском музее поразивший его “рисунок бывшего Коломенского дворца при Алексее Михайловиче, с которого было позволено снять копию”, он немедленно воспользовался этой возможностью и сразу же поделился новостью с читателями петербургского издания “Сын отечества” (2). “Свиньин находит повсюду приметы и лица близкие сердцу его соотечественников и посылает описания увиденного в лучший журнал того времени – “Сын отечества” – писал Н. И. Греч .
Вернувшись на родину, Павел Петрович целиком посвятил себя литературным трудам. Он издал книги “Опыт живописного путешествия по Северной Америке” (1815), “Ежедневные записки в Лондоне” (1817), “Воспоминания на флоте” (1818–1819), “Достопамятности Петербурга и его окрестностей” (1816–1828, в шести томах), “Картины России и быт разноплеменных ее народов” (1839) и другие. Издания были иллюстрированы гравюрами, выполненными по рисункам Свиньина лучшими художниками-граверами того времени: С.Ф. Галактионовым, И.В. Ческиным, Н.Я. Колпаковым и другими.
Кроме того, Павел Петрович собирался написать книгу об Эрмитаже. Его интерес к изобразительному искусству и замечательному собранию западноевропейской живописи не исключал любви к национальному русскому искусству, произведения которого он уже начал коллекционировать. Однако, официальные круги настороженно встретили его желание составить описание Эрмитажа.
Гофмаршал В.А. Пашков, ведавшей цензурой, писал по этому поводу графу С.С. Уварову: “Господин Свиньин, известный в числе авторов, намеревается обнародовать сочинения об упомянутом Эрмитаже, с показанием начала оного, времен, в которые что приращалось и всех редкостей, хранящихся в оном. Сие донесение дает мне причину отнестись к вашему превосходительству, по рассуждению того: что Эрмитаж есть палата сокровищ, присоединенная к внутренним Зимнего дворца собственным аппартаментам Императорского Величества; даже любопытствующие и художники в оную допускаются не инако, как по собственному дозволению во времена предположенные, что и не безызвестно Вам, Милостивому Государю; то и полагаю, что оное намерение г. Свиньина, как лица в отношении Эрмитажа постороннего, едва ли будет благоугодно Государю Императору… Я думаю, что таковое об Эрмитаже издание может быть сочинено и обнародовано токмо с Высочайшего соизволения; в котором г.г. Чиновники, служащие при Эрмитаже, довольно успели, по правилам им предписанным”.
Статьи по теме:
Английский театр эпохи Возрождения
Театр возрождения – европейский театр в историческую эпоху позднего средневековья (16–17 вв.). Это было время формирования нового социального строя, замены феодальной общественной формации на капиталистическую. Эпоха Возрождения ознаменов ...
Из истории русского пейзажа
.
П. Кузнецов. Мираж в степи. 1912. Москва, Третьяковская галерея
Пейзаж в русской живописи отставал от пейзажа в художественной литературе. Лицо родной природы было угадано уже Пушкиным в „Евгении Онегине" и в его лирике — в карт ...
Выставки в ГУМе
21 сентября в ГУМе на первой линии прошло торжественное открытие фотовыставки Wolford глазами российских фотографов, которая продлилось до 10 ноября 2007 года. Три настроения, три фотографа, три образа Женщины Wolford нашли свое отражение ...