П. П. Свиньин и его Русский музеум

Материалы о культуре » П. П. Свиньин и его Русский музеум

Страница 3

Будущий основатель Русского музеума, стремившийся издать историю закрытого императорского собрания, не принадлежал к числу тех, кто беспрепятственно туда допускался, поэтому к нему относились настороженно и с опасением. Граф С.С. Уваров, узнав о его намерениях, счел необходимым доложить в Петербургский цензурный комитет, что “как скоро таковое сочинение поступит на рассмотрение немедленно представить оное ко мне, не одобряя к напечатанию… ибо в правилах цензуры на сей случай не имеется точного постановления”.

Настороженность Уварова можно объяснить еще и тем, что в то время в России не существовало книг об истории художественных собраний, даже таких крупных, как Эрмитаж. Позднее Свиньин осуществил свое намерение, издав в 1820 году в журнале “Отечественные записки” описание собственной коллекции; в 1826 году он напечатал “Указатель главнейших достопримечательностей, сохранившихся в Оружейной Палате”, а в 1829 году выпустил отдельной книжкой “Каталог Русского музеума Павла Петровича Свиньина”.

Интерес к коллекционированию именно русского искусства тесно переплетался с его публицистической деятельностью. С 1818-го года он начал выпускать “Отечественные записки”. Эпиграфом к ним были строки: “Любить Отечество велит Природа, Бог, / А знать его – вот честь, достоинство и долг”. Первые две книги (1818–1819) состояли из исторических статей самого издателя. Однако он не смог вместить переполнявшие его сведения в этот ограниченный объем, и с 1820 года начал выпускать периодический журнал под тем же названием.

В первом номере Свиньин уведомлял читателей о причинах, побудивших его к столь полезному начинанию. “По возвращении моем в Россию из многолетних путешествий по Европе и Америке я употребляю все старания, все усилия узнать Отечество мое, открыть причины величия, славы и богатства нашего. Благосклонное принятие публикою некоторых замечаний и изысканий моих по сей части, помещенных в двух частях Отечественных записок моих, ободряет меня продолжить труды сии. А как многие из собранных мною сведений требуют скорого распространения, то и решился я издавать их в периодическом журнале под прежним названием Отечественные записки”.

Свиньин предполагал печатать в своем издании “журналы многих, никому еще не известных русских путешественников по России, Бухарии, Хиве, Киргизской степи, Кавказу и чужим землям”, “записки наших отличных воинов-литераторов о войне 1812 года”, свои собственные письма о Москве, Киеве, Новгороде и других “классических отечественных городах и местах”, “жизнеописания знаменитых россиян и неизвестных художников и граждан” (среди них о географе и путешественнике Г.И. Шелехове, архитекторах В.И. Баженове, М.Ф. Казакове, скульпторе М.И. Козловском и других), “картины Санкт-Петербурга и его окрестностей” и, наконец, “Смесь” (“Русские анекдоты. Петербургские летописи, современные происшествия, отечественные открытия, исторические изыскания и проч., и проч.”) .

Издатель сообщал публике, что собирается публиковать “сведения обо всем, что заключает в себе какое-либо достоинство, новости, замечательности, наставительности по части русской истории, географии, статистической археологии, что было отголоском древней и современной народности” (9). В “Отечественных записках” были впервые опубликованы около двухсот ценнейших документов ХIV–ХIХ вв., связанных с именами Петра Первого, М.В. Ломоносова, В.К. Тредьяковского, Д.И. Фонвизина, А.В. Суворова, М.И. Кутузова и других замечательных людей России. На страницах своего журнала Свиньин также стремился объяснить читателям и причины, побудившие его к созданию Русского музеума: “Нет на свете земли, которая бы имела способы, равные России, для составления отечественного музеума, столь разнообразного и богатого во всех отношениях”. По замыслу собирателя, его музей должен был представить зрителю не только произведения изобразительного искусства: живопись, скульптуру, рисунки, предметы декоративного творчества, хотя они и были главными, – но также медали, минералы, древние рукописи и старопечатные книги. Таким образом, это был универсальный музей.

Следует отметить, что в 1810–1820 годах идея создания подобного музеума посещала не только Свиньина. В 1817 году такой музей хотел создать профессор Ф.П. Аделунг. В 1820-е годы в кружке княгини Зинаиды Волконской обсуждались проекты основания музеума. В 1821 году профессор А. Бахман высказывал мысль о необходимости широкопрофильного музеума.

Общество поощрения художников в 1824 году обсуждало вполне конкретный “Проект создания Русского музея”. Неизвестный автор писал, что В Петербурге “число художников умножается” постоянно за счет выпускников Академии. Однако, Академия занимается лишь образованием художников, “а не составлением музея национального”. Далее автор проекта призывал “одушевить художников любовью к славе, приобретая их произведения для нового музея” . Отчасти это могло бы избавить художников от поденной ремесленной работы, расположить их к творчеству.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Элитарная культура
Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой. Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный), как производитель и потребитель этого типа культуры по ...

Условия различий, противоречий и конфликтов
Все сказанное означает, что в основании состояния современного русского общества лежит типологический культурный фактор, который определяет борьбу идей и действия в этой борьбе. Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии и ...

Древнегреческая культура
В истории культуры Древней Греции, как и в истории самого древнегреческого общества, можно выделить несколько периодов. Рубеж III-II тысячелетий до н. э. является важнейшим этапом в истории Европы. Именно тогда в южной части Балканского ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru