Много тайн можно обнаружить в "Стране негаснущих звезд". В прошлом эти тайны для науки были закрыты. Разных слухов, версий, голословных утверждений о "Башне Сююмбеки" и сегодня много. Люди им верили и верят. То, что долгое время тайна "звездного калфака" оставалась без внимания говорит о малоизученности этой проблемы.
Объявление территории Казанского кремля историко-культурным заповедником, принятие решения о широком научном исследовании и восстановлении памятников говорит о возросшем интересе народа к своему культурному наследию, в том числе и к "Башне Сююмбеки". Это значит, что мы можем ожидать новых открытий, новых находок.
Археологические раскопки на территории Казанского кремля в 1997 году увенчались интереснейшими находками.
На южной стороне башни, внизу, видны два дверных проема, один из которых когда-то был замурован. В настоящее время там имеется одна узкая дверь, ведущая по лестницам вверх, на первый ярус. Напрашивается вопрос: куда вела вторая дверь? корее всего, вторая дверь служила входом в подземную часть "Башни Сююмбеки". Спустившись по лестнице вниз, возможно, посетитель открывал следующую дверь, через которую входил в помещение, где находилась могила (или саркофаг) Сафа-Гирей хана.
Такое предназначение этого сооружения, естественно, требовало соблюдения ряда строительно-технологических и санитарно-гигиенических норм. В первую очередь, в подземной части сооружения необходимо было содержать соответствующий режим воздухообмена. Для этого, можем полагать, в стенах башни были устроены специальные вентиляционные шахты, три окошка которых отчетливо видны в картине Э. Турнерелли. Возможно, что они были симметрично устроены и на противоположной стене арки Башни.
Важно и то, что Э.Турнерелли свои картины рисовал "с натуры" и в 1839 году издал их в Лондоне. Следовательно, еще в начале
XIX века " вторая дверь" и вентиляционные окошки не были замурованы .
Известно, что "Башня Сююмбеки" была использована и как проездная башня при въезде в государев (губернаторский) двор.
Рис.2. Арка башни Сююмбеки.
Очень возможно, что основными причинами наклонения "Башни Сююмбеки" могли быть, во-первых, мощные взрывы крепостных стен в 1552 году, во-вторых, — постоянное проникновение сточных вод в фундамент через эти двери, которые со временем оказались углубленными в землю в результате накопления вокруг Башни строительного и другого мусора. К тому же, в свое время рядом с Башней был устроен "коммунальный колодец" для сточных вод.
Можно надеяться на то, что при засыпке помещения подземные каменные стены с двух сторон не были разобраны. Их легко можно обнаружить во время археологических работ путем проведения раскопок узкой полосой по центру арочного прохода.
Естественно, данная гипотеза в деталях, может быть, будет иметь некоторые расхождения с реальностью, но в целом она основана на проверенных фактах и обещает серьезные научные открытия. Успешные итоги археологических исследований, подтверждающие нашу гипотезу, могут поставить точку в затянувшихся дискуссиях о "Башне Сююмбеки".
"Башня Сююмбеки" в народной памяти имеет и другое название — "Мечеть хана" В исторической литературе о происхождении названия достаточно спорного материала, противоречивых суждений. Не вдаваясь в подробности, можно кратко резюмировать: одни утверждают, что "Башня Сююмбеки" построена в период Казанского ханства, другие, без убедительных аргументов, считают, что она возведена после взятия Казани. При этом остаются не выясненными даже приблизительные годы ее строительства: указываются 17-18 века. Известно, что об этой башне и в русских архивах нет никаких строительных и финансовых документов. Нет и сведений об освящении данного сооружения.
Не числится оно и в списках православных культовых зданий. Наоборот, в описях 17 века эта Башня отмечается как "азийское" сооружение. Ответственные люди 17-18 веков были хорошо осведомлены о таких исторических памятниках и даже в мыслях не могли допустить возведения этой Башни после взятия Казани. Несмотря на неопровержимые аргументы, некоторые авторы продолжают повторять голословные утверждения.
Статьи по теме:
"Сошествие Св. Духа"
"Сошествие Св. Духа" также как и "Вознесение" в куполе - более архаичное декоративное решение, чем Христос Пантократор. "Сошествие Св. духа" можно видеть в знаменитых храмах послеиконоборческого периода, таки ...
Лукиан
Последним классиком литературы Эллады был Лукиан. Писатель многогранный, опробовавший, наверное, все краски сатирической палитры. Два этапа в творчестве Лукиана – это риторический и философский. В первый период он мастер риторики, которую ...
Архангельский собор
Архитектор Алевиз Новый. Этот итальянский зодчий возвел весьма внушительное создание, ставшее усыпальницей великих князей. При этом Архангельский собор отличается изяществом и нарядностью. В основе здания – традиционная крестово-купольная ...