Культура страны представлена всеми формами культуры и культурами народов, ее населяющих, а ее территория со всем объемом материальной культуры, расположенной на этой территории, объединяет эти народы. Регулярно осуществляется отбор правил и прецедентов деятельности, сохраняется владение этими ценностями и проводится общее обучение и воспитание. Все это вместе нуждается в сохранении и приумножении. Выпадение или ослабление одного из этих элементов уничтожит культуру страны, а вместе с тем поставит под сомнение существование самой страны. Средством борьбы за цельность культуры страны и ее культурное развитие является идея патриотизма. Любовь к Родине, составляющая основу идеи патриотизма, представляет собой постоянный интерес к ее культурному развитию подобно тому, как родители постоянно чувствуют интерес к развитию своего ребенка. В развитии ребенка и в развитии страны видится процветание в будущем. Чувство обеспечения процветающего будущего составляет суть патриотизма. Если по каким-либо причинам утрачивается эта любовь, надежда и вера в будущее, то утраченным оказывается и чувство патриотизма. Поэтому патриотизм как политическое поведение не допускает похуления страны или умаления ее достоинств, а также действий, которые могут к этому привести.
Патриотизму противопоставлен космополитизм. Под этим словом понимаем стремление части народа отказаться от родной культуры, культуры страны и приобрести духовную, материальную и физическую культуру других стран или другой страны для своих детей. Подлинный космополитизм проявляется, например, у некоторых корпораций внутри общества: «воров в законе», «контрабандистов», «террористов» или иных групп населения, желающих жить своим законом и обычаем. Для этого данные группы разрабатывают свою мораль и требуют соблюдения этой морали от членов своих групп. Отсюда деление на «людей в законе» и «фраеров», которые как бы и не люди.
Мораль такого рода поддерживается насильственными мерами. Людей, входящих в такие группы и нарушивших мораль, карают, нередко смертью, как изменников. Таковы, в частности, религиозные секты тоталитарного характера, где религиозные установки не имеют догматики, а создаются основателем секты (часто ради обогащения) террористические группировки с классовой, или националистической, или сектанско-религиозной идеологией.
Космополитизм надо отличать от стилевых группировок людей, которые в целом признают общие законы и обычаи страны, но утверждают свою исключительность, сопротивляясь некоторым традициям и обычаям страны. Например, гомосексуалисты как движение, битники, стиляги и др. подобные. Разница между ними и космополитическими группами в том, что они противополагают себя не всем институтам общества. Стилевые группировки, напротив, стараются усовершенствовать существующие традиции.
Космополитизм противополагается патриотизму. «Вор в законе» или террорист говорит, что он не имеет отечества, верен только своей группе и ведет себя в соответствии с этим.
Другие общественно-культурные группировки развивают национализм. Эти идеологии и движения относятся к культуре народа. Их объединяет то, что они возникают не в результате миграций, а являются продуктом местного развития. Национализм противостоит миграции представителей других народов на свою территорию в любой форме.
Национализм противополагается интернационализму тем, что национализм занят развитием духовной и физической культуры своего народа. Характерная черта национализма состоит в поисках и укреплении духовных корней своего народа. Поскольку духовные корни любого народа отличаются от таких же у другого народа, то национализм, обращаясь к своим корням, устанавливает исключительность своего народа или культурно-родственных народов. В науке национализму помогает сравнительно-исторический метод, особенно широко представленный в лингвистике.
Характерной чертой национализма является отсутствие интереса к материальной культуре и убежденность в том, что и без материальной культуры, только силою духа и развитием духовной культуры, возможно преодоление любых трудностей социального развития. Национализм охотно делится достижениями своей духовной культуры с другими народами, но он обычно глух к заимствованиям из культур других народов. Национализм в своих крайних формах политической практики может не только проповедовать свою культуру, но и навязывать ее силой. Такая практика получила название империализма. Империализм есть навязывание силой, нередко путем завоеваний, своей культуры другим народам.
Статьи по теме:
Скандинавская архитектура XVI века
Важнейшими датскими усадьбами второй трети XVI века с упомянутым уже национальным характером являются Наккебёлле, Гесселагергор и Рюгор на Фюнене, Эгесков, Борребрю и Гиссельфельд в других местностях. Это суровые, окруженные водой кирпичн ...
Патриотизм творчества Айвазовского И.К
Имя великого художника Ивана (Ованеса) Константиновича Айвазовского (1817-1900 гг.) пользовалось широкой популярностью еще при жизни. Его гениальные произведения заняли почетное место не только в русской и армянской живописи, но и в сокро ...
Пьетро Ломбарди
В формировании архитектуры раннего Возрождения в Венеции большую роль играло семейство Ломбарди во главе с Пьетро Ломбарди (1435 —1515)—выдающимся скульптором и зодчим. Примером вполне сформировавшегося венецианского дворца раннего Возрож ...