Греческая культура в империи Александра была распространена из Греции в Азию и Африку. Римская культура, вслед за греческой, навязывала своих богов и свои традиции всему Средиземноморью. Английская культура навязывалась Индии, русская – народам Кавказа и Средней Азии и др. Империализм надо отличать от колониализма, хотя внешне они могут быть сходны. Колониализм есть развитие культуры, а империализм – подавление чужой культуры. Но империализм как продолжение национализма всегда оставляет следы своей культуры и обогащает культуру стран, входивших или входящих в империю.
Границы между национализмом и империализмом подвижны и связаны с темпом и характером развития культуры и соотношением общественно-культурных группировок.
Загадка падения Западно-римской империи, в сравнении с продолжавшимся существованием Восточно-римской империи, должна, по-видимому, решаться не просто исходя из напора варваров с Севера и разложения нравов метрополии, но в связи с тем, что Галлия, Иберия, Британия и другие страны сами стали против метрополии, воспользовавшись благоприятной для этого обстановкой.
Интернационализм противополагается национализму (и империализму) тем, что видит в культурных заимствованиях источник развития своей национальной культуры. Интернационализм считает важным ассимилировать чужие культуры в тех пределах, когда они не противоречат моральным традициям своей культуры.
Так, навязывание феминизма, премиссионизма, сексуальной свободы исламским народам через массовую информацию американского стиля вызывает протест, доходящий до вооруженного сопротивления. Коммунистическая идеология оказалась непригодной афганцам по этим же причинам.
Сепаратизм как идеологическая доктрина и политическая практика основан не на культурном строительстве и образовании, а на владении культурой, прежде всего духовной, в анклаве. Считается, что построение своей духовной культуры и своего образования достаточно для благополучия населения анклава. Поэтому не полезно делиться с кем-либо благами своей материальной культуры. Вместе с этим сепаратизм может иметь антиимперскую направленность в области духовной культуры, прежде всего в области языка. Сепаратизм может быть окрашен в националистические цвета, но это необязательно.
Политическая доктрина сепаратизма состоит в политической суверенизации анклава, имеющей этнически преобладающий массив населения с определенными этническими особенностями, проявленными более или менее резко.
Сепаратизм в настоящее время проявляется повсеместно. Так, в Великобритании отмечена тенденция к политической суверенизации Шотландии и Уэльса, во Франции отделяется Корсика, в Бельгии к политической суверенизации стремятся фламандская и французские части, в Испании – баскская область, в Канаде – французская Канада. Подобные движения имеются на всех континентах. Даже в Китае отмечено появление литературы на диалектах.
Создание в СССР доктрины «Двух систем» было явлением сепаратизма. Это движение пошло дальше. Разошлись страны Варшавского блока, а затем республики СССР и республики Югославии. В Европе ранее разделилась Австрийская империя, в Азии разделились Индия и Пакистан, и обе страны суверенизировались от Великобритании.
На примере Австрийской империи и Коммон велф видно, что результатом сепаратистских движений было ослабление связей в области искусства, науки, религии и морали. Аналогичные процессы ослабления духовной культуры уже просматриваются на территории бывшего СССР. Это объясняется тем, что сепаратизм основан на дополнении культуры края до культуры страны.
Сепаратизм ярко проявлялся при создании США в конце XIX века, в современной Австралии, когда рвется пуповина культуры народа – источника населения края. Создаются не только свои, местные источники духовной культуры и образования, но они противополагаются культуре метрополии.
Сепаратизму противостоят объединительные тенденции в политике. Прочность англо-американского союза во многом основана на этих объединительных тенденциях. Отсюда, в плане духовной культуры, метрополия может управлять своими отделившимися анклавами. Особенно наглядно это видно в католицизме, где роль метрополии играет Ватикан.
Объединительные антисепаратистские тенденции ярко выражены в колониализме. Колониализм сейчас по преимуществу бранное слово. Однако колониализм есть массовое передвижение народа, его стремление на новые, не освоенные земли. К колониализму необходимо отнести все великие передвижения народов (арии, гунны, аланы, авары, вандалы, готы, славяне, тюрки, монголы, колонизация обеих Америк, заселение Австралии, Новой Зеландии, Океании, Аляски, Сибири и др. подобное). Без передвижения народов не было бы современного культурного и цивилизационного разнообразия, не было бы и современной мировой культуры.
Статьи по теме:
Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора
Церковь Преподобного Серафима Саровского.
В северной части царскосельского Александровского парка расположен знаменитый архитектурный ансамбль Феодоровского городка. Его основание связано с постройкой казарм царского конвоя, возведенны ...
Конфронтации между цивилизацией и культурой как причины исторической эволюции
искусства
Уже в начале XIX в. со всей актуальностью была поставлена проблема противостояния культуры (искусства) и цивилизации. При этом цивилизация понималась как корыстное, потребительское образование, умножающее практическое отношение к человеку ...
Раннее творчество Д.Г. Левицкого
Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть ма-стерски написанных портретов.
1770-1780-е годы - время расцвета дарования Левицкого. За эти двадцать лет о ...